Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 88 «Алые паруса» города Калуги
(МБДОУ № 88 «Алые паруса» г. Калуги)
Принята
педагогическим советом
МБДОУ № 88 «Алые паруса» г. Калуги
(протокол от_01.09.2022__ № _1__)
Утверждена
приказом МБДОУ № 88 «Алые паруса»
г. Калуги
от __01.09.2022______ № _осн-45/1____
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Читалочка»
Возраст обучающихся: _5-7 лет
Срок реализации: ___2 года___
Калуга,
2022
Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» для детей 5-7 лет разработана
старшим воспитателем МБДОУ № 88 «Алые паруса» г. Калуги Гизатулиной Надеждой
Юрьевной. Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению
на педагогическом совете Дошкольного учреждения.
2
Структура программы
№
п/п
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
1.4.
II
2.1.
2.2.
2.3.
III.
Наименование разделов
Стр.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный план.
Формы организации занятий.
Методы и приемы в работе с детьми.
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Формы педагогической диагностики (мониторинга)
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Приложения
3
4
4
6
7
7
12
12
12
13
13
14
14
16
I.
Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности,
период для развития любознательности, общих и специальных способностей.
Современным обществом с его глобальными проблемами востребован в первую очередь
человек не столько информированный, сколько готовый к познанию, к ценностному
осмыслению результатов своей деятельности.
Сегодняшние дети развиваются очень быстро, если попадают в по-настоящему
развивающую культурную среду. Так, многочисленные исследования доказывают прямую
связь успешности развития личности с объёмом чтения: чем больше читаешь, тем больше
и лучше развиваешься.
В «Национальной программе поддержки и развития чтения» (2006), в «Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования» и
сопровождающих его материалах (2013), подчёркивается, что уровень культурной
компетентности граждан (в частности, уровень чтения) во многом определяет характер
политики и экономики, а также безопасность и конкурентоспособность страны. Такая
постановка вопроса определяет высокую значимость чтения как базовой образовательной
компетентности и способа освоения человеческой культуры.
Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис
читательской культуры - об этом говорят данные, приведённые в «Национальной
программе поддержки и развития чтения». Так, если в 1991 г. 79 % жителей нашей страны
читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63 %. В 1970-е годы
регулярно читали детям в 80 % семей, сегодня - только в 7 %.
В обществе усиливается мнение о том, что роль книги, чтения уменьшается в
сравнении с Интернетом и скоро сойдёт на нет при полном развитии возможностей
последнего и др. Несомненно, всё это ведёт к культурной деградации общества, к снижению
уровня общекультурной компетентности населения. К сожалению, современный
дошкольник-читатель развивается нередко вне культурного контекста, так как во многих
семьях сегодня не читают, не ведут разговоры о прочитанном.
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную
ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие
требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже
знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно
при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного
навыка и явилась толчком к разработке данной программы.
Отличительные особенности заключаются в том, что в ходе реализации программы дети
знакомятся со следующими техниками: складывание букв в слоги, слоговое чтение,
осмысленное чтение слов в предложении. Основной целью обучения является работа над
звуковой культурой речи, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Работа
по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, обучению
чтению, которая ведётся по всем направлениям.
1.Звуки:
раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами артикуляции, по
произнесению звука;
акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие
согласные звуки);
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в
слове.
4
2. Буквы:
знакомство с буквами;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
чтение букв, соединение в слоги, слова.
3. Слоги:
раскрывается понятие «слог»; слоговой анализ слов;
подбор слов на заданный слог;
подбор слов на заданное количество слогов;
выделение в словах первого и последнего слогов.
4. Слова:
выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
составление слова из звуков и слогов; из первых (последних) звуков или слогов в
названии картинок;
изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или
слогов;
выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к
другим словам;
последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного
изменения его звукового и слогового состава;
чтение слов, осмысливание значения слов.
5. Связная устная речь:
обучение ответам на вопросы диалогической речи;
обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению
недостающих слов;
обучение подробному пересказу текста;
обучение составлению рассказа - описания по сюжетной картинке, по серии
картинок.
6. Работа по развитию мышления, внимания, памяти:
выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
выделение одинаковых предметов из группы предметов;
выделение лишнего предмета;
объединение различных предметов в группы;
выяление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
7. Работа над общей и мелкой моторикой:
работа в тетрадях;
рисование песком и на песке (планшет с цветной подсветкой);
пальчиковая гимнастика.
Программа основана на методике кандидата педагогических наук Надежды
Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С. Жуковой, который
является пособием по обучению дошкольников правильному чтению и рекомендован
Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в
качестве учебного пособия; постановление № 27-58-207/27-08 от 29.05.97 г.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» ориентирована на детей
5 - 7 лет. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников
и их родителей.
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет
какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами
ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети начинают понимать
категории желательных и нежелательных чертах и особенностях. Но поскольку этот
5
процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким
он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или
знакомых людей. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом
появления учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает не столько интерес к
дисциплинам, сколько желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим», особенно
по сравнению со сверстниками. К 6 годам дети способны внимательно слушать педагога,
понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для
этого необходимо применять игровую структуру в обучении.
Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и
переключению. То есть, ребенок способен выполнять сложные инструкции, осознанно
переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель
деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как
произвольное внимание.
К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок
способен самостоятельно (а не механически) при помощи образнозрительной памяти (не
глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов. В этот период
развития ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не
только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и
представления о цикличности изменений. Важным в развитии мышления 5-6 летнего
ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития
словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать
выводы на основе заданных параметров.
Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается
звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки),
увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в
играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети
уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством.
Лексический состав речи становится более широким, активно используются
синонимы и антонимы. Речь становится связной. Дети способны пересказывать по
картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.
Объем программы программа имеет два этапа, охватывающих возраст детей с 5 до 7 лет и
представляет собой программу развития речи и обучения детей чтению. Она имеет
несколько этапов:
1 год обучения «В мире звуков и букв» (5-6 лет).
2 год обучения «Учимся читать» (6- 7 лет).
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительностью: первый
год обучения - 25 минут, второй год обучения - 30 минут.
Формы обучения
Занятия проводятся в различных формах, как в традиционной, так и с
использованием современных технологий: занятие-игра, занятие-путешествие, конкурс,
показ инсценировок, диалог, викторина, экскурсия, самостоятельная и практическая работа.
Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, индивидуальная,
комбинированная. Занятия проводятся в группах одного возраста. Состав группы не более
десяти человек.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий, направленных на овладение детьми старшего дошкольного
возраста навыком осознанного чтения.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
6
• обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми
словами;
• развивать умение ориентироваться на листе бумаги в линию;
• развивать фонематический и речевой слух, произвольное внимание, память, мышление;
• развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
• формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному языку;
• способствовать развитию аккуратности, коммуникабельности, любознательности.
1.3. Содержание программы
Программа направлена на содействие овладению ребёнком чтением, речью как
средством развития общения, его коммуникативных способностей, активному постижению
им богатств родного языка.
Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности
и последовательности в обучении.
Чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно
после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не
только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе
готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между
элементами языка, правил, строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы
меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период.
Задача, стоящая перед педагогом: сделать процесс обучения для ребёнка увлекательным
и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению
словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения
чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками,
которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с
самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок
не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на
звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение
сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться
читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь
«строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению
предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого
ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению,
активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры,
уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Работа по программе осуществляется по следующим направлениям:
1. Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.
2. Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний,
предложений.
3. Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи.
4. Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов.
5. Сказки русского языка. Знакомство с первыми орфограммами русского языка. «Почему
Ж не дружит с Ы», «Как мягкий знак в гости ходил», «Заколдованное ударение» и многие
другие.
6. Подготовка руки к письму.
1.3.1. Учебный план
Содержание первого года обучения «В мире звуков и букв»
Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. Игра является ведущим
видом деятельности дошкольника. Восприятие более совершенно, осмысленно,
7
целенаправленно, анализирующее. Развивается звуковая сторона и грамматический строй
речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для
развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит
успех в обучении чтению. В первый год обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей
читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу
воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу
ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в
предложении; делить слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный
слог и звук в слове.
План работы первого этапа программы «В мире звуков и букв» осуществляется в
следующих направлениях:
- развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания;
- развитие мелкой моторики руки;
- развитие речи: пополнение словарного запаса, работа над грамматической структурой
речи;
- развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата;
- знакомство с буквами и соотнесение их со звуками русского языка.
Календарно-тематический план работы первого года обучения представлен в приложении
1.
Таблица 1
Учебный план
(первый год обучения (5-6 лет)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Тема
«Звуки и буквы»
Звук «А»
Звук «У»
Звук «О»
Звуки «М», «М’»
Звуки «С», «С’»
«Длинные и
короткие слова»
Звуки «Х», «Х’»
Звуки «Р», «Р’»
Звук «Ш»
Звук «Ы»
Звуки «Л», «Л’»
Звуки «Н», «Н’»
Звуки «К», «К’»
Звуки «Т», «Т’»
Звук «И»
Слова - друзья
Звук «П», «П’»
Звуки «З», «З’»
Звуки «Г», «Г’»
Звуки «В», «В’»
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
1
1
1
1
8
февраль
март
апрель
май
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Звуки «Д», «Д’»
Звуки «Б», «Б’»
Звук «Ж»
Дифференциация
«Ж» - «З»
Дифференциация
«Ж» - «Ш»
Звук «Ч»
Звук «Щ»
Дифференциация
шипящих «Ч»,
«Щ».
Звук «Ц»
Звуки «Ф», «Ф’»
Дифференциация
согласных «Ц»,
«Ф», «Ф’»
Звук «Э»
Повторение.
Индивидуальные
занятия.
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
4
8
Итого: 64 занятия
Содержание второго года обучения «Учимся читать»
На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас,
грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи,
интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности нагляднообразного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь,
пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы,
способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только
выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать
причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В
связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний,
используются различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью
овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно.
Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые
обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В
разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие,
так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет
достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении,
увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает
4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с
конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и
свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние
предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети
учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг,
высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие
по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного
пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в
построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
9
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса,
пользуются
различными
интонациями:
вопросительной,
восклицательной,
повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится
употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно
к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении.
В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой
анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и
количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения
чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за
пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают
формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция
речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная
деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.
Таблица 2
Учебный план
второй год обучения (6-7 лет)
№
Тема
п/п
«Предложение»
1
«Звуки и буквы»
2
«Слова. Звуки»
3
Звук и буква «А»
4
Звук и буква «У»
5
Звук и буква «О»
6
Звуки «М», «М’»,
7
Буква М
Звуки «С», «С’»,
8
Буква С
Звуки «Х», «Х’»,
9
Буква Х
Звуки «Р», «Р’»,
10
Буква Р
Звук и буква «Ш»
11
«С-Ш»
12
Звук и буква «Ы»
13
«И-Ы»
14
Звуки «Л», «Л’»,
15
Буква Л
«Л-Р»
16
Звуки «Н», «Н’»,
17
Буква Н
Звуки «К», «К’»,
18
Буква К
Звуки «Т», «Т’»,
19
Буква Т
Звук и буква «И»
20
Звуки «П», «П’»,
21
Буква П
Звуки «З», «З’»,
22
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
февраль
март
апрель
май
42
Буква З
«С-З»
Звук и буква «Й»
«Й-И»
Звуки «Г», «Г’»,
Буква Г
«ГК»
Звуки «В», «В’»,
Буква В
Звуки «Д», «Д’»,
Буква Д
«Д-Т»
Звуки «Б», «Б’»,
Буква Б
«Б-П»
Звуки «Ж»,
Буква Ж
«Ж-З»
«Ж-Ш»
Звук и буква «Е»
Звук и буква «Я»
«А-Я»
Звук и буква «Ю»
Звук и буква «Ё»
«Дружные звуки»
(звуки «Я», «Ё»,
«Ю», «Е»)
Звук и буква «Ч»
43
«Ч-С-Ш»
1
44
«Ч-Т’»
1
45
Звук и буква «Э»
1
46
Звук и буква «Ц»
1
47
«Ц-Ч»
1
48
«Ц-С»
1
49
«Ц-Ч-С»
1
50
1
51
Звуки «Ф», «Ф’»
буква Ф
Звук и буква «Щ»
52
«Щ-С»
1
53
«Щ-Ч»
2
54
Звук и буква «Ь»,
«Ъ»
«Страна Азбука»
2
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
55
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
Итого: 64 занятия
11
1.3.2. Формы организации занятий
В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания
интереса детей к чтению являются игровые технологии.
Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности,
интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной
деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в
играх различной сложности и направленности.
С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям
и желание узнавать новое. Игровая деятельность становится формой сотрудничества
взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не
только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных
отношений. Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются
сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путешествия, что
способствует развитию у детей интереса к языку, формированию творческого мышления,
развитию знаний о языке.
1.3.3. Методы и приемы в работе с детьми
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям
дошкольника и современным требованиям. В процессе образовательной деятельности
используются инновационные методы и приёмы:
•
метод проблемного обучения
•
метод проектной деятельности
•
анализ и синтез
•
сравнение
•
метод моделирования и конструирования
•
воссоздание и преобразование
•
информационно – коммуникативные технологии
•
здоровьесберегающие технологии.
1.4. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы.
По окончании обучения ребенок:
• овладеет понятиями «звук», «буква», «слово», «предложение»;
• может производить звуковой анализ слова;
• правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
• правильно составляет из букв азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
• умеет составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривает их в
соответствии со знаком на конце (.!?);
• ориентируется на странице букваря, тетради;
• проявляет любовь и интерес к чтению.
12
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Развивающая предметно – пространственная среда в МБДОУ обеспечивает
реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Читалочка». Для решения
поставленных задач оборудована познавательная комната.
Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в
соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития
детей. Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством
мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, маркерной и магнитной
доской.
Необходимый демонстрационный и раздаточный материал: крупные буквы на
магнитах, кубики, предметные картинки, «чудесный домик» Р. Кирилиной, фишки
(зеленые, синие, красные), букварь Н. Жуковой, разрезная азбука (комплект на каждого
ребенка), также каждый ребенок обеспечен цветными и простыми карандашами,
индивидуальными тетрадями.
Информационное обеспечение
Таблица 3
Информационные образовательные ресурсы
Название иформационного ресурса
Ссылка на ресурс в сети Интернет
«IQША - клуб гармоничного
https://iqsha.ru/
развития ребёнка»
«ЧИТАЛКИН (маленькое кино)»
https://www.youtube.com/channel/UCjEdHЧтение детских книг вслух
5SWywDr4PSCrGN3aQ
российскими актерами и не только.
«ИГРАЕМСЯ»
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/azbuka
Изучение букв в алфавитном
порядке
«ТЕРЕМОК»
Чтение слогов и слов, деление слова https://www.teremoc.ru/game/obuchalki_reeding.htm
на слоги, расстановка ударения в
словах, составление слов и т.д.
Игра на развитие навыков чтения
https://wordch.com/ru/poisk-slova/1
«Найди слова» для детей 7 лет
https://ladushki.ru/uchimsya_chitat/
Учимся читать. Живая азбука
ДОШКОЛЯТА авторский сайт о
воспитании детей от рождения до
семи лет.
Kids Smart - онлайн-платформа
интеллектуального развития и
обучения детей.
http://doshkolyata.com.ua/index.html
https://kids-smart.ru/
13
2.2. Формы педагогической диагностики (мониторинга)
При реализации программы «Читалочка» проводится оценка индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической
диагностики посредством наблюдения и собеседования. Проверяется понимание и
усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное
занятие. В течение года проводятся вечера развлечений и итоговые занятия для родителей
«Путешествие в страну Читай-ка».
Обследование детей (начальная, промежуточная и итоговая диагностика) проводится
с целью сбора информации об успешности обучению чтению индивидуально каждого
ребенка в группе.
Начальная диагностика проводиться в 1-2 неделя сентября, промежуточная - конец декабря,
итоговая - 2-3 неделя мая. Диагностирование детей проводится при помощи наглядных
пособий, материалов Н.С. Жуковой, исходя из систематических наблюдений,
индивидуальных бесед и игр с детьми
В начале года проводиться входящая диагностика (без бальной оценки).
Результативность занятий оценивается по бальной системе в середине года и по окончании
учебного года. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения
программного материала всеми воспитанниками. Материалы для проведения диагностики
представлены в Приложении 3.
2.3. Методическое обеспечение программы
Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской
деятельности. В познавательной комнате создается творческая обстановка, которая
стимулирует детей на активное участие в деятельности. В работе по программе
«Читалочка» используются различные методы: словесный, наглядный практический,
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, дискуссионный, проектный;
убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии, использующиеся на занятиях: индивидуализации
обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного
обучения, развивающего обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология
обучения, коллективной творческой деятельности, развития критического мышления через
чтение и письмо, образа и мысли, здоровьесберегающая технология.
Методическое оснащение:
1. Буквари Н.С. Жуковой для индивидуальной работы детей, рабочие тетради к букварю.
2. Наборы дидактических игр.
3. Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги».
4. Картинный материал по различным лексическим темам, на различные звуки.
5. Азбука.
6. Буквы из различных материалов (картон, ткань, пластик и др.)
7. Счетные палочки.
8. Пазлы с буквами.
9. Проектор.
10. Интерактивная доска.
12. Настольно-печатные игры.
13.Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и
читать» (1, 2 и 3 период)
14.Альбомы для индивидуальной работы Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и
читать» (1,2 и 3 альбом).
15.Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у детей старшего
дошкольного возраста Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Формируем навыки чтения».
14
16. Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у детей
старшего дошкольного возраста Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Формируем навыки чтения»
17. Обучающие компьютерные игры «Звуковой калейдоскоп» (развитие фонематического
слуха), «Начинаю читать» (обучение чтению).
15
III. Список литературы
1. Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 2011.
2. Волина В.В. Учимся играя.- М, 2008
3. Журова Л.Е, Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л. Н."Обучение дошкольников
грамоте". - М. Школа - Пресс, 2009.
4. Колесникова Е.В. "Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников". - М.: Гном Пресс, 2013
5. Петрова Т.И., Петрова Е.С. "Игры и занятия по развитию речи дошкольников". М.
школьная пресса, 2016.
6. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. "3000 упражнений для быстрого обучения чтению" Астрель, 2016.
7. Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы как вид деятельности старших
дошкольников Текст. / О.В. Чиндилова. // Начальная школа : плюс До и После: 2010. - №
5. - С. 74-77.
8. Чиндилова, О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах
детства как педагогическая проблема Текст. / О.В. Чиндилова. // Начальная школа : плюс
До и После. 2010. - № 7. - С 76-79.
9. Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы дошкольниками : подходы к
пониманию и способы реализации Текст. / О.В. Чиндилова. // Дошкольное воспитание.
2011. - № 1. - С. 21-28.
10.Чиндилова, О.В. Наши книжки (пособие по введению в художественную литературу
для дошкольников). Часть 1 Текст. / A.B. Баденова, О.В. Чиндилова. М. : Баласс, 2008. - 64
с.
11.Чиндилова, О.В. Наши книжки (пособие по введению в художественную литературу
для дошкольников). Часть 2 Текст. / A.B. Баденова, О.В. Чиндилова. М.: Баласс, 2010-80 с.
12.Эльконин, Д. Б. Как научить детей читать Текст. /Д.Б. Эльконин.- М.: Знание,1976.-64
с.
13.Эмоциональное развитие дошкольника- Текст. / Под ред. А.Д.Кошелевой. -М.:
Просвещение, 1985. - 176 с.
16
Приложение 1
Календарный учебный график представлен в таблице 1
Таблица 1
Календарный учебный график
Количество групп
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного
года всего, в том числе
1-е полугодие
2-е полугодие
Продолжительность занятия
Регламентирование занятия
(первая, вторая половина дня)
Праздничные дни
1 год обучения
1
1 октября
31 мая
34 недели
2 год обучения
1
1 октября
31 мая
34 недели
13 недель
21 неделя
не более 25 мин.
вторая половина дня
13 недель
21 неделя
не более 30 мин
вторая половина дня
в соответствии с
календарными периодами и
датами
в соответствии с
календарными периодами и
датами
Календарно-тематический план первого года обучения представлен в таблице 2
Таблица 2
Календарно-тематический план первого года обучения (5-6 лет)
Месяц
Тема
октябрь «Звуки и буквы»
Звук и буква «А»
Звук «У»
Количество
Задачи
занятий
1
- познакомить детей с понятием
«звук», «буква»; – дать понятие об
артикуляционном аппарате;
- развивать интерес и внимание к
слову;
- воспитывать доброжелательные
отношения друг к другу.
1
- познакомить детей со звуком «А»
(артикуляция звука);
- учить находить этот звук в
словах;
- познакомить детей с буквой А;
- развивать умение определять 1-й
звук в слове;
- развивать способность называть
слова с заданным звуком;
-развивать фонематический слух.
1
- закрепить знания детей о звуке
«А».
17
октябрь Звук «О»
ноябрь
1
Звуки «М», «М’»
1
Звуки «С», «С’»
1
«Длинные и короткие
слова»
2
Звуки «Х», «Х’»
2
18
- познакомить детей со звуком
«У». - уточнить произношение
звука в изолированном виде и в
словах.
- учить делить слова на слоги.
- формировать умение отвечать на
вопросы.
- познакомить детей со звуком
«О».
- уточнить произношение звука в
словах и в изолированном виде.
- учить придумывать рифмы слов.
-развивать фонематический слух.
- воспитывать умение
выслушивать ответы других детей.
- познакомить детей со звуками
««М» и «М’». - познакомить детей
с твердыми и мягкими согласными
звуками.
- учить интонационному
выделению звука в слове.
- учить называть 1-й звук в слове.
- воспитывать умение
выслушивать ответы товарищей.
- познакомить детей со звуками
«С» и «С’». - закрепить умение
детей определять твердые и
мягкие согласные звуки. продолжать учить определять 1-й
звук в слове
- развивать фонематический слух.
- воспитывать стремление
участвовать в работе на занятии.
- продолжать расширять
представление о словах. познакомить детей с
протяженностью слов.
- учить делить слова на слоги.
- развивать фонематический слух и
речевое внимание.
-развивать фонематический слух.
- формировать навыки вежливого
общения.
- познакомить детей со звуками
«Х» и «Х’». - учить определять 1-й
звук в слове.
- закрепить умение
дифференцировать звуки. развивать умение называть слова с
заданным звуком.
декабрь
Звуки «Р», «Р’»
2
Звук «Ш»
2
Звук «Ы»
2
Звуки «Л», «Л’»
2
Звуки «Н», «Н’»
1
19
- развивать фонематический слух и
речевое внимание.
- воспитывать умение
выслушивать ответы товарищей.
- познакомить детей со звуками
«Р» и «Р’». - продолжать учить
определять 1-й звук в слове. закрепить умение интонационно
выделять звук в словах.
-дифференцировать звуки по
твердости и мягкости.
- развивать интерес и внимание к
слову.
- познакомить детей со звуком
«Ш».
- учить интонационно выделять
звук в словах. - дать знания о том,
что произносить согласные звуки
нам помогают зубы, губы, язык
- развивать речевое внимание и
фонематический слух.
- закрепить знания детей о гласных
звуках. - познакомить детей со
звуком «Ы».
- учить определять наличие звука в
слове. - продолжать учить делить
слова на слоги. - развивать
фонематическое восприятие.
- воспитывать интерес и внимание
к слову.
- познакомить детей со звуками
«Л» и «Л’». - продолжать учить
дифференциации звуков по
твердости и мягкости.
- учить отличать согласные звуки
от гласных. - закрепить умение
определять 1-й звук в слове. познакомить детей с
многозначностью слов. воспитывать стремление
участвовать в общей работе на
занятии.
- познакомить детей со звуками
«Н» и «Н’».
- продолжать учить
дифференцировать звуки по
твердости и мягкости.
- закреплять умения детей
определять 1-й звук в слове.
- развивать интерес и внимание к
слову.
январь
Звуки «К», «К’»
1
Звуки «Т», «Т’»
1
Звук «И»
2
Слова - друзья
2
Звук «П», «П’»
1
Звуки «З», «З’»
1
20
- познакомить детей со звуками
«К» и «К’». - продолжать учить
определять 1-й звук в слове. учить дифференцировать твердые
и мягкие согласные звуки.
- воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу.
- познакомить детей со звуками
«Т» и «Т’». - продолжать учить
дифференциации звуков по
твердости и мягкости.
- учить определять 1-й звук в
слове
- развивать умение называть слова
со звуками «Т» и «Т’».
- развивать фонематический слух и
речевое внимание.
- познакомить детей со звуком
«И». – учить определять наличие
звука в словах. - учить называть
слова с этим звуком. совершенствовать навыки доброго
отношения друг к другу.
- закрепить знания детей о гласных
звуках. - сравнивать слова по
звучанию. - развивать умения
подбирать слова, звучащие похоже
к заданному.
- воспитывать интерес и внимание
к слову. - воспитывать привычку
слушать внимательно.
- познакомить детей со звуками
«П» и «П’». - продолжать учить
интонационному выделению
звуков в словах.
- продолжать учить
дифференцировать согласные
звуки по мягкости и твердости. продолжать учить определять 1-й
звук в слове. - развивать интерес и
внимание к слову.
- познакомить детей со звуками
«З» и «З’». - учить
интонационному выделению звука
в слове.
- продолжать учить делить слова
на слоги. - развивать умение
определять 1-й звук в слове.
- развивать интерес и внимание к
слову. - воспитывать
положительную самооценку у
детей.
Звуки «Г», «Г’»
1
Звуки «В», «В’»
1
Звуки «Д», «Д’»
1
Звуки «Б», «Б’»
1
Звук «Ж»
1
Дифференциация «Ж» «З»
1
21
- познакомить детей со звуками
«Г» и «Г’». - продолжать
определять 1-й звук в слове. учить дифференцировать твердые
и мягкие согласные.
- развивать фонематический слух.
- воспитывать умение
выслушивать ответы друг друга.
- познакомить детей со звуками
«В» и «В’». - продолжать учить
интонационному выделению
звуков «В» и «В’» в словах. учить определять 1 звук.
- закрепить умение делить слова
на слоги. - воспитывать желание
заниматься и узнавать новое.
- познакомить детей со звуками
«Д» и «Д’». - учить
интонационному выделению звука
в слове.
- закрепить дифференциации
звуков «Д» и «Д’». - закрепить
умение определять 1-й звук в
слове. - воспитывать
доброжелательное отношение друг
к другу.
- познакомить детей со звуками
«Б» и «Б’»
- учить дифференцировать звуки
на твердые и мягкие.
- закреплять умение определять 1й звук в словах.
- развивать интерес и внимание к
слову.
- познакомить детей со звуком
«Ж».
- учить интонационно выделять
звук «Ж» в словах.
– учить называть слова с этим
звуком. - продолжать учить
подбирать рифмы к словам. –
развивать речевое внимание и
фонематический слух.
- воспитывать дружеские
взаимоотношения.
- закрепить знания детей о звуке
«Ж».
- закрепить знания детей о звуке
«З». - учить называть слова на
заданный звук. - развивать
фонематический слух и речевое
внимание.
февраль Дифференциация «Ж» «З»
2
Дифференциация «Ж»«Ш»
2
Звук «Ч»
2
Звук «Щ»
2
Дифференциация
шипящих «Ч», «Щ».
2
Звук «Ц»
2
Звуки «Ф», «Ф’»
2
март
22
- закрепить знания детей о звуке
«Ж».
- закрепить знания детей о звуке
«З». - учить называть слова на
заданный звук. - развивать
фонематический слух и речевое
внимание.
- закрепить знания детей о звуке
«Ж».
- закрепить знания детей о звуках
«Ш». - учить называть слова на
заданный звук. - развивать
фонематический слух и речевое
внимание.
- познакомить детей со звуком
«Ч».
- дать знания о том, что звук «Ч»
бывает только мягким.
- учить определять 1-й звук в
слове.
- развивать фонематическое
восприятие.
- познакомить детей со звуком
«Щ».
- дать знания о том, что звук «Щ»
бывает только мягким.
- продолжать учить
интонационному выделению звука
в слове.
- продолжать учить сравнивать
слова по звучанию.
- развивать умение подбирать
слова с заданным звуком.
- закрепить знания детей о звуке
«Ч».
- закрепить знания детей о звуке
«Щ». - учить называть слова на
заданный звук. - развивать
фонематический слух и речевое
внимание.
- познакомить детей со звуком
«Ц».
- учить интонационному
выделению звука «Ц» в слове.
- сравнение слов по звучанию.
- развивать умение подбирать
слова с заданным звуком.
- развивать интерес и внимание к
слову.
- познакомить детей со звуками
«Ф» и «Ф’». - продолжать учить
определять 1-й звук в слове. -
апрель
май
Дифференциация
согласных «Ц», «Ф»,
«Ф’»
2
Дифференциация
согласных «Ц», «Ф»,
«Ф’»
1
Звук «Э»
2
Повторение.
Индивидуальные
коррекционные занятия.
4
Повторение.
Индивидуальные
коррекционные занятия.
8
23
учить дифференциации звуков по
твердости и мягкости.
- учить называть слова на
заданный звук. - развивать
фонематический слух и речевое
внимание.
- закрепить знания детей о звуке
«Ц».
- закрепить знания детей о звуках
«Ф» и «Ф’» - учить
дифференциации звуков по
твердости и мягкости.
- учить называть слова на
заданный звук . - развивать
фонематический слух и речевое
внимание.
- закрепить знания детей о звуке
«Ц».
- закрепить знания детей о звуках
«Ф» и «Ф’». - учить
дифференциации звуков по
твердости и мягкости.
- учить называть слова на
заданный звук . - развивать
фонематический слух и речевое
внимание.
- продолжать учить делить слова
на слоги. - познакомить детей со
звуком «Э». - учить определять
наличие звука в словах. - учить
называть слова с этим звуком.
- воспитывать умение
выслушивать ответы других.
- определение начального гласного
под ударением и согласного
звуков в слове.
Нахождение заданных звуков в
слове.
- определение начального гласного
под ударением и согласного
звуков в слове.
Нахождение заданных звуков в
слове.
Календарно-тематический план первого года обучения представлен в таблице 3
Таблица 3
Календарно-тематический план первого года обучения (6-7 лет)
Месяц
Тема
октябрь «Предложение»
«Звуки и буквы»
«Слова. Звуки»
Звук и буква «А»
ноябрь
Звук и буква «У»
Звук и буква «О»
Количество
Задачи
занятий
2
- уточнить знания детей о
предложении
- учить вычленять предложение из
потока речи, определять
словесный состав предложения.
2
-развивать умение оперировать
понятиями звук и буква.
- закрепить знания детей об
артикуляционном аппарате.
- развивать интерес и внимание к
слову. - воспитывать
доброжелательные отношения
друг к другу.
2
- закрепить знания детей о
понятии «звук», «буква».
- закрепить представление детей о
слове. - закрепить знания детей о
протяженности слов. - развивать
представления детей о
многообразии слов.
2
- уточнить знания детей о звуке
«А» (артикуляция звука). - учить
находить этот звук в словах. закрепить умения придумывать
слова на звук «А».
- закрепить умение определять 1-й
звук в слове. - развивать
способность называть слова с
заданным звуком.
1
- закрепить знания детей о звуке
«У». - познакомить детей с буквой
«У». - закрепить умение детей
делить слова на слоги. продолжать учить определять колво повторяющихся звуков в слове.
- развивать фонематический слух и
речевое внимание.
1
- закрепить умения детей называть
слова со звуком «А».
- закрепить знания детей о звуке
«О». - учить устанавливать кол-во
повторяющихся звуков в словах. продолжать учить определять 1-й
и последний звуки в словах. 24
Звуки «М», «М’»,
Буква М
1
Звуки «С», «С’»,
Буква С
1
Звуки «Х», «Х’»,
Буква Х
1
Звуки «Р», «Р’»,
Буква Р
1
Звук и буква «Ш»
1
25
развивать умения анализировать,
делать выводы - воспитывать
доброжелательные отношения.
- закрепить знания детей о звуках
«М», «М’». – развивать умение
отличать гласные звуки от
согласных.
- развивать умение составлять
прямые и обратные слоги.
- формировать умение определять
позицию звука в слове.
- воспитание у детей
положительных эмоций от
выполнения задания.
- закрепить знание детей о звуках
«С» и «С» ’. - закрепить умение
детей определять твердые и
мягкие согласные звуки. продолжать учить определять 1-й
звук в слове.
- развивать фонематический слух.
- воспитывать стремление
участвовать в работе на занятии.
- закрепить умение детей
дифференцировать мягкие и
твердые согласные звуки. уточнить знания детей о звуке
«Х», «Х’».
- продолжать учить определять
позиция звука в слове.
- закрепить умение делить слова
на слоги.
- развивать речевое внимание и
фонематический слух.
- воспитывать положительную
самооценку.
- уточнить знания детей о звуках
«Р» и «Р’». - продолжать учить
определять 1-й звук в слове. закрепить умение интонационно
выделять звук в словах.
-дифференцировать звуки по
твердости и мягкости.
- развивать интерес и внимание к
слову.
- закрепить знания детей о звуке
«Ш».
- учить интонационно выделять
звук в словах. - дать знания о том,
что произносить согласные звуки
нам помогают зубы, губы, язык
(происходит согласие).
декабрь
«С-Ш»
1
Звук и буква «Ы»
1
«И-Ы»
1
Звуки «Л», «Л’»,
Буква Л
1
«Л-Р»
1
Звуки «Н», «Н’»,
Буква Н
1
26
- развивать речевое внимание и
фонематический слух.
- учить интонационно выделять
звук в словах. - дать знания о том,
что произносить согласные звуки
нам помогают зубы, губы, язык
(происходит согласие).
- развивать речевое внимание и
фонематический слух.
- закрепить знания детей о звуке
«Ы». - закрепить умение
определять позицию звука в слове.
– учить изменять слова при
помощи добавления звуков в
слово.
- развивать умение оперировать
понятиями звук и буква.
- уточнить знания детей о звуках
«И» и «Ы».
- учить определять позицию звука
в слове.
- продолжать учить изменять слова
путем замены звуков в словах.
- развивать понимание
смыслоразличительной функции
звука.
- воспитывать умение слушать
внимательно взрослого и
товарищей.
- закрепить знания детей о звуках
«Л» и «Л’». - продолжать учить
дифференциации звуков по
твердости и мягкости.
- учить отличать согласные звуки
от гласных. - закрепить умение
определять 1-й звук в слове. познакомить детей с
многозначностью слов. воспитывать стремление
участвовать в общей работе на
занятии.
- закрепить умение интонационно
выделять звук в словах.
- продолжать учить
дифференциации звуков по
твердости и мягкости.
- учить отличать согласные звуки
от гласных. - закрепить умение
определять 1-й звук в слове.
- закрепить знания детей о звуках
«Н», «Н’». - продолжать учить
январь
Звуки «К», «К’»,
Буква К
1
Звуки «Т», «Т’»,
Буква Т
1
Звук и буква «И»
1
Звуки «П», «П’»,
Буква П
1
27
выкладывать слоги с помощью
звуковых обозначений.
- закрепить знания детей о гласных
звуках, мягких и твердых
согласных звуках. – воспитывать
речевое внимание и
фонематический слух.
- закрепить знания детей о звуке
«К», «К’». - формировать умение
определять позицию звука в слове.
- продолжать учить выкладывать
слова с помощью звуковых
обозначений. - развивать интерес и
внимание к слову.
- воспитывать стремление
участвовать в общей работе на
занятии.
- познакомить детей с буквой К. продолжать учить определять
позицию звука в слове.
- продолжать учить выкладывать
слоги с помощью звуковых
обозначений. – формировать
умение разгадывать ребусы. воспитывать доброжелательные
отношения на занятии друг к
другу.
- закрепить знания детей о звуке
«Т», «Т’».
- формировать умение называть
слова с этими звуками. - развивать
звуковую культуру речи. воспитывать умение внимательно
слушать.
- закрепить умение выкладывать
слоги с помощью звуковых
обозначений. - продолжать учить
дифференцировать мягкие и
твердые согласные звуки. развивать интерес и внимание к
слову.
- закрепить знания детей о звуке
«И». – познакомить детей с буквой
И. - продолжать учить определять
позицию звука в слове.
- развивать умение оперировать
понятиями звук и буква.
- воспитывать положительные
эмоции от выполнения заданий.
- закрепить умение отличать звуки
от букв. - закрепить знания детей о
звуке «П», «П’». - формировать
Звуки «З», «З’»,
Буква З
1
«С-З»
1
Звук и буква «Й»
1
«Й-И»
1
Звуки «Г», «Г’»,
Буква Г
1
«Г» - «К»
1
28
умение определять 1-й звук в
слове.
-формировать умение
дифференцировать твердые и
мягкие согласные звуки.
- закрепить умение выкладывать
слоги с помощью звуковых
обозначений. - развивать
фонематический слух и речевое
внимание.
- воспитывать положительную
самооценку детей.
- закрепить знания детей о звуке
«З» и «З’». - учить
интонационному выделению звука
в слове.
- продолжать учить делить слова
на слоги. - развивать умение
определять 1-й звук в слове.
- развивать интерес и внимание к
слову. - воспитывать
положительную самооценку у
детей.
- учить интонационному
выделению звука в слове.
- продолжать учить делить слова
на слоги. - развивать умение
определять 1-й звук в слове.
- закрепить умение
дифференцировать мягкие и
твердые согласные звуки. познакомить детей со звуком «Й».
- продолжать учить выкладывать и
читать слоги с помощью звуковых
обозначений. - развивать
фонематический слух и речевое
внимание.
- учить определять наличие звука в
словах. - учить называть слова с
этим звуком. - совершенствовать
навыки доброго отношения друг к
другу.
- закрепить знания детей о звуках
«Г» и «Г’». - продолжать
определять 1-й звук в слове. учить дифференцировать твердые
и мягкие согласные.
- развивать фонематический слух.
- воспитывать умение
выслушивать ответы друг друга.
- уточнить знания детей о звуках
«К», «К’» и «Г», «Г’».
февраль
Звуки «В», «В’»,
Буква В
1
Звуки «Д», «Д’»,
Буква Д
1
«Д-Т»
1
Звуки «Б», «Б’»,
Буква Б
1
29
-формировать умение называть
слова с этими звуками.
-продолжать учить детей давать
качественную характеристику
звукам.
- закрепить умение детей изменять
слова путем перестановки звуков
или слогов в слове. - учить
выкладывать слова с помощью
звуковых обозначений.
- развивать звуковую культуру
речи.
- познакомить с буквой В.
- продолжать учить соотносить
буквы и звуки. - развивать
фонематический слух и
фонематическое восприятие.
- воспитывать сдержанность и
внимание.
- закрепить знания детей о звуках.
- познакомить детей с буквой Д.
- закрепить умение детей
выкладывать слоги с помощью
звуковых обозначений. формировать умения образовывать
новые слова с помощью
перестановки звуков и слогов. развивать речевое внимание и
фонематический слух.
- воспитывать доброжелательные
отношения друг к другу.
- закрепить умение детей
определять мягкость и твердость
звуков, глухость и звонкость. закреплять знания детей о звуках
«Д», «Д’», «Т», «Т’».
- закреплять умение определять
количество повторяющихся звуков
в словах. - закрепить умение
изменять слова путем замены
звуков в словах.
-формировать умения отвечать на
вопросы распространенными
предложениями.
- закрепить умения детей отвечать
на вопросы распространенными
предложениями. - уточнить знания
детей о звуках «Б» и «Б’». познакомить с буквой Б.
- продолжать учить
дифференцировать звуки по
твердости и мягкости, по глухости
март
«Б-П»
1
Звуки «Ж»,
Буква Ж
1
«Ж-З»
1
«Ж-Ш»
1
Звук и буква «Е»
1
Звук и буква «Я»
1
30
и звонкости. - формировать
умение изменять слова путем
замены одних звуков другими. развивать умение оперировать
понятиями: звук, слог, слово,
предложение. - воспитывать
умения положительно оценивать
ответы товарищей.
- закрепить знания детей о звуках
«Б» и «Б’», букве Б.
- закрепить знания детей о звуках
«П» и «П’», букве П.
-развивать фонематический слух.
-учить определять нужный звук в
начале, в середине, в конце.
- развивать интерес и внимание к
слову.
- уточнить знания детей о звуке
«Ж» и букве Ж. - познакомить
детей с термином «шипящие
звуки».
- закрепить умение отличать
шипящие звуки. - продолжать
учить изменять слоги и получать
новые слова.
- продолжать формировать умение
выкладывать слова при помощи
звуковых обозначений. продолжать учить давать
качественную характеристику
звукам.
- воспитывать умение
контролировать свои действия.
- закрепить знания детей о звуке
«Ж».
- закрепить знания детей о звуках
«З», «З’». - учить называть слова
на заданный звук. - развивать
фонематический слух и речевое
внимание.
- закрепить знания детей о звуке
«Ж».
- закрепить знания детей о звуках
«Ш». - учить называть слова на
заданный звук. - развивать
фонематический слух и речевое
внимание.
- закрепить знания детей о звуке
«Е» и букве Е. - развивать
внимание, культуру речи.
- закрепить знания детей о звуке
«Я» и букве «Я».
«А-Я»
1
Звук и буква «Ю»
1
Звук и буква «Ё»
1
«Дружные звуки»
(звуки «Я», «Ё», «Ю»,
«Е»)
апрель
Звук и буква «Ч»
2
1
31
- продолжать учить определять
позицию звука в слове.
- продолжать учить выделять в
словах первый и последний слоги.
- формировать умение разгадывать
ребусы.
- продолжать учить определять
позицию звука в слове.
- продолжать учить выделять в
словах первый и последний слоги.
- формировать умение разгадывать
ребусы.
- познакомить детей со звуком и
буквой «Ю».
- формировать умение изменять
слова путем замены одних звуков
другими. - познакомить детей с
термином «предложение» развивать фонематический слух.
- совершенствовать навык
доброжелательного отношения.
- познакомить детей со звуком «Ё»
и буквой Ё. - продолжать учить
определять позицию звука в слове.
- формировать умение изменять
слова путем дополнения или
исключения отдельных звуков.
- развивать интерес и внимание к
слову. - вырабатывать умение
внимательно слушать взрослого.
- уточнить знания детей о двойных
звуках - закрепить знания детей в
определении позиции звука в
слове.
- дифференцировать понятия звук
и буква.
- развивать интерес и внимание к
слову.
- воспитывать доброжелательные
отношения на занятии друг к
другу.
-уточнить знания детей о звуке
«Ч». - продолжать учить
выкладывать слоги с помощью
звуковых обозначений. - закрепить
умение делить слова на слоги. развивать умение восстанавливать
нарушенную последовательность
слогов в структуре слова. продолжать учить соотносить
понятия звук и буква.
«Ч»-«С»-«Ш»
1
«Ч-Т’»
1
Звук и буква «Э»
1
Звук и буква «Ц»
1
«Ц-Ч»
1
32
- воспитывать умение спокойного
общения на занятии.
- закрепить знания детей о звуках
«Ч», «Ш», «С».
- учить давать качественную
характеристику звукам.
- продолжать учить определять
позицию звука в слове.
- формировать умение соотносить
понятия звук и буква.
– продолжать учить выкладывать
слова с помощью звуковых
обозначений.
- продолжать учить давать
качественную характеристику
звукам.
- продолжать учить соотносить
понятия звук и буква.
- учить давать положительную
оценку ответам товарищей.
- закрепить знания детей о звуке и
букве «Э» (артикуляция звука). продолжать учить устанавливать
кол-во
повторяющихся звуков в словах. расширять представления детей об
окружающем мире.
- развивать фонематический слух и
речевое внимание.
- уточнить знания детей о звуке
«Ц». - закрепить умение
дифференцировать звуки «Ц»,
«Ч», «С».
- закрепить умение детей
определять последний звук в
слове.
- закрепить умение детей
определять позицию звука в слове.
- формировать умение называть
слова, начинающиеся на
последний звук предыдущего
слова.
- развивать звуковую культуру
речи.
- воспитывать доброжелательные
отношения друг к другу.
- дифференцировать звуки «Ц»,
«Ч». - закрепить умение детей
определять последний звук в
слове.
- закрепить умение детей
определять позицию звука в слове.
май
«Ц-С»
1
«Ц-Ч-С»
1
Звуки «Ф», «Ф’» буква Ф
1
Звук и буква «Щ»
1
33
- формировать умение называть
слова, начинающиеся на
последний звук предыдущего
слова.
- развивать звуковую культуру
речи.
- воспитывать доброжелательные
отношения друг к другу.
- дифференцировать звуки «Ц»,
«С». - закрепить умение детей
определять последний звук в
слове.
- закрепить умение детей
определять позицию звука в слове.
- формировать умение называть
слова, начинающиеся на
последний звук предыдущего
слова.
- развивать звуковую культуру
речи.
- воспитывать доброжелательные
отношения друг к другу.
- дифференцировать звуки «Ц»,
«Ч», «С». - закрепить умение детей
определять последний звук в
слове.
- закрепить умение детей
определять позицию звука в слове.
- закрепить знания детей о звуке
«Ф», «Ф’». - закреплять умение
определять позицию звука в слове
- развивать умение разгадывать
ребусы. - продолжать учить читать
слоги с опорой на звуковые
обозначения.
- закрепить умение выкладывать
слоги при помощи звуковых
обозначений. – продолжать учить
определять позицию звука в слове.
- формировать умение изменять
слова путем перестановки слогов в
слове. - развивать речевое
внимание и фонематический слух.
- уточнить знания детей о звуке
«Щ». - учить давать качественную
характеристику звуку.
- продолжать учить определять
позицию звука в слове.
- формировать умение соотносить
понятия звук и буква.
- продолжать учить выкладывать
слова с помощью звуковых
«Щ-С»
1
«Щ-Ч»
2
Звук и буква «Ь», «Ъ»
2
«Страна Азбука»
1
34
обозначений. - развивать интерес и
внимание к слову.
- учить давать качественную
характеристику звуку.
- продолжать учить определять
позицию звука в слове.
- закрепить знания детей о звуках
«Щ» и «Ч».
- продолжать учить давать
качественную характеристику
этим звукам.
- продолжать учить изменять слова
путем замены одних звуков
другими.
- продолжать учить соотносить
понятия звук и буква.
- учить давать положительную
оценку ответам товарищей.
- познакомить с буквами «Ь» и
«Ъ» знак.
- объяснить значение букв в
словах.
- упражнять в дифференциации
гласных и согласных звуков.
- упражнять в звуковом анализе
слов.
- обобщить знания детей о гласных
и согласных буквах.
- уметь отличать гласные буквы от
согласных.
- уметь восстанавливать
нарушенную последовательность
звуков и слогов в структуре слова.
- уметь делать звуковой анализ
слогов и слов.
- развивать интерес и внимание к
слову.
- воспитывать умение давать
положительную оценку ответам
товарищей.
Приложение 2
Методика определения уровня сформированности навыка чтения у детей старшего
дошкольного возраста
НАЧАЛО ГОДА
Р а з д е л 1. Фонетика
1. Дифференцирование гласных и согласных звуков
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он произносит
гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только
гласные звуки.
П р и м е ч а н и е: возможен другой набор звуков.
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
2.Выделение гласного звука в начале слов.
О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.
Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель предлагает
ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных
звуков: [а, и, о, у].
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
3. Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.
М а т е р и а л для анализа: мак - [м], [а],[к]; кит - [к],[и],[т].
П р и м е ч а н и е : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными
звуками.
Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки,
стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.
4. Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.
М а т е р и а л для анализа:
нос – нёс; мал – мял; вол – вёл; белка – балка
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть вигру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова,
а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка,
мягкий звук – зелёная.
П р и м е ч а н и е: детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, воспитатель
предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем –
с согласного мягкого.
5. Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.
М а т е р и а л для анализа:
балка – палка; быль – пыль; вата – фата; дом – том
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.
35
Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с
глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого –
фишку с колокольчиком.
6. Звуковой анализ слов.
М а т е р и а л для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.
Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает
слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и
определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
Р а з д е л 2. Грамматический строй языка.
1.Составление рассказа по сюжетной картинке.
О б о р у д о в а н и е: сюжетные картинки.
Воспитатель предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из
них. Воспитатель предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов
выявляет уровень развития грамматического строя речи.
2.Структура предложения. Слова, называющие действия, предметы, признаки;
короткие слова (предлоги) .
О б о р у д о в а н и е: фишки слов; обозначение точки; схема предложения.
Воспитатель из составленного ребёнком рассказа выбирает предложение и предлагает
«записать» его (построить схему). Ребёнок составляет схему предложения, объясняя
значение каждого слова.
Н а п р и м е р: «Дети играли на красивой поляне».
Р е б ё н о к. Первое слово – дети – отвечает на вопрос «кто?», значит, это слово- предмет,
обозначим его условной фишкой.
Второе слово – играют. Дети что делают? Это слово-действие, обозначаем его
условной фишкой и т.д. В конце предложения ставим точку.
СЕРЕДИНА ГОДА
Выявление в середине года промежуточного уровня знаний необходимо для
корректировки учебно-тематического планирования и составления индивидуальных
программ развития детей, нуждающихся в непосредственной помощи специалиста.
Р а з д е л 1. Фонетика.
1.Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки; наборное полотно «Здесь живут
звуки».
Воспитатель говорит ребёнку, что звуки потерялись, и предлагает ему «расселить» их
по домам. Перед ребёнком – схемы дорог к звуковым домикам. Воспитатель произносит
звук, ребёнок находит для него домик согласно его обозначению и доказывает, почему этот
звук поселился именно в этом домике.
36
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
2. Звуковой анализ слов.
О б о р у д о в а н и е: предметные картинки «Волк», «Лиса». Воспитатель предлагает
ребёнку назвать каждую картинку и построить «звуковой домик» для данного слованазвания.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-частичный ответ – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
3.Деление слов на слоги.
О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы словназваний игрушек.
Воспитатель раскладывает игрушки и предлагает ребёнку посетить «магазин
игрушек» и купить игрушку в соответствии с её стоимостью (слоговой схемой слованазвания).
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-частичный ответ – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
4.Ударение.
О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы словназваний игрушек; «ударный молоточек».
В дополнение к предыдущему заданию ребёнку предлагается определить ударение в
слове-названии игрушки.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-правильное определение ударения – 2 балла;
-постановка ударения с помощью воспитателя – 1 балл;
- отсутствие ответа – 0 баллов.
Р а з д е л 2. Грамматический строй речи.
1.Составление рассказа по сюжетной картинке.
О б о р у д о в а н и е: сюжетная картинка «Общая горка».
Ребёнку предъявляют сюжетную картинку «Общая горка» для составления рассказа
по вопросам воспитателя:
- Какое время года изображено на картинке?
- Кого ты видишь на картинке?
- Как их зовут?
- Что делает Петя?
- Где находится Вова?
- Какое настроение у детей? Почему?
- Как ты думаешь, о чём они говорят?
К р и т е р и и о ц е н к и:
- полный, связный рассказ – 3 балла;
- краткий рассказ (нераспространённые предложения) – 2 балла;
37
- рассказ с помощью воспитателя – 1 балл;
- отсутствие рассказа – 0 баллов.
2. Составление схемы предложения.
О б о р у д о в а н и е: фишки с обозначением слов; изображение точки; схема
предложения.
Воспитатель выбирает из рассказа ребёнка одно предложение и предлагает «записать»
его (построить схему). Ребёнок моделирует предложение.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полная схема – 3 балла;
-частичное составление схемы – 2 балла;
-построение схемы с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие схемы – 0 баллов.
КОНЕЦ ГОДА
Р а з д е л 1. Фонетика
Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких –
глухих.
Воспитатель просит назвать:
- гласные звуки в словах сон, мышка, лужа;
- согласные твёрдые в словах мяч, лук, рыба;
- согласные мягкие в словах луч, репа, конь, гусь;
- согласные звонкие в словах зуб, рак, коза;
- согласные глухие в словах фара, стул, мак.
К р и т е р и и о ц е н к и:
- все звуки дифференцированы правильно – 3 балла;
- один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла;
- неправильно дифференцированы звуки 2 групп – 1 балл;
- ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов.
Р а з д е л 2. Звуковой анализ слова
Звуковой анализ слов.
О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.
Дети определяют последовательность звуков в словах шар, хвост, мишка.
Воспитатель предлагает преобразовать звуковую схему слова мишка в звуковую схему
слова мышка.
К р и т е р и и о ц е н к и:
- полная правильная схема – 2 балла;
- схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл;
-отсутствие преобразования – 0 баллов.
Р а з д е л 3. Грамматически строй речи
Понимание смысла текста. Пересказ.
Материал: рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».( Читается без
названия.)
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли лес. После утомительной дороги они сели на
траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные
прекрасной песней, Оля и Лида сидели боясь пошевелиться.
Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под
куст.
38
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в
сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в
лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… Перед соловушкой… - тихо ответила Лида.
Воспитатель читает рассказ 2-3 раза и предлагает детям:
а) озаглавить рассказ;
б) пересказать его текст;
в)составить схему предложения: «Маленькие девочки пошли в лес».
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный пересказ – 3 балла;
-частичный пересказ (с пропусками, ошибками) – 2 балла;
-пересказ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие пересказа – 0 баллов.
Р а з д е л 4. Лексика.
1.Тематическая группировка слов.
Воспитатель предлагает ребёнку обобщить группу слов: лодка, корабль, катер,
пароход (водный транспорт) и т.д.
2. Умение истолковывать значение слов.
Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение слов самолёт,
каток.
3. Умение подобрать антоним: весёлый – грустный; день – ночь; медленно – быстро…
4. Понимание случаев многозначности.
Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, что могу обозначать слова кран, лук.
5. Понимание значения фразеологических единиц.
Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение пословицы
«Без труда не вытащишь рыбку из пруда».
К р и т е р и и о ц е н к и:
- полное объяснение – 3 балла;
-частичное объяснение – 2 балла;
- объяснение с помощью воспитателя – 1 балл;
- отсутствие объяснений – 0 баллов.
Полученные результаты дают возможность сформировать представление об
индивидуальных достижениях каждого ребенка, достижениях группы детей в целом и
выявить уровень сформированности навыка чтения (высокий уровень – от 25 до 30 баллов,
средний – от 16 до 24 баллов, низкий – от 10 до 15 баллов).
Карта обследования навыков чтения детей
№ Ф.И.ре Зна
бенка ние
глас
ных
бук
в
Знан
ие
согла
сных
букв
Назы
вает
твер
дые
слог
и
Назы
вает
все
слог
и
Чтен
ие
коро
тких
слов
39
Чтен
ие
длин
ных
слов
Чте
ние
пре
дложен
ий
Чтен
ие
текст
ов
(скор
ость)
Пост
ановк
а
удар
ения
Кла
ссифик
ация
звук
ов
Об
щи
й
бал
л
40