Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 88 «Алые паруса» города Калуги
(МБДОУ № 88 «Алые паруса» г. Калуги)
Принята
педагогическим советом
МБДОУ № 88 «Алые паруса» г. Калуги
(протокол от_01.09.2022__ № __1__)
Утверждена
приказом МБДОУ № 88 «Алые паруса»
г. Калуги
от _01.09.2022_____ № _осн-45/1___
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Умники и умницы»
Возраст обучащихся: _5-6_лет
Срок реализации: _1__год
Дополнительная общеразвивающая программа «Умники и умницы» для детей 5-6 лет
разработана воспитателем МБДОУ № 88 «Алые паруса» г. Калуги Борисовой Мариной
Сергеевной. Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению
на педагогическом совете учреждения.
2
Структура программы
№
п/п
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
1.4.
II
2.1.
2.2.
2.3.
III.
Наименование разделов
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный план.
Формы организации занятий.
Методы и приемы в работе с детьми.
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Формы педагогической диагностики (мониторинга)
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Приложения
Стр.
4
4
5
5
6
7
7
8
8
8
9
9
10
3
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Умники и умницы» составлена на основе
программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста Дыбиной
О.В., Подъякова Н.Н. Рахмановой Н.П., Щетиной В.В. Данная программа носит
инновационный характер и основана на современных подходах к развитию и воспитанию
дошкольника, в ней определены содержание и задачи интеллектуального развития ребенка,
решаемые в ходе поисково-познавательной деятельности.
Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:
совершенствование системы образования в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» требует своевременного обеспечения каждому
ребенку адекватных условий для его личностного развития;
федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет одно из
направлений развития дошкольника – познавательное, которое предполагает развитие
интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
недостаточность внимания педагогов в поисково-познавательной деятельности
режиме дня;
желание детей исследовать и познавать окружающий мир практическим путем;
желание родителей видеть ребенка интеллектуально развитым.
Новизна программы
развитие познавательно-исследовательской деятельности детей осуществляется в
интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы;
особое внимание уделяется развитию любознательности и познавательной мотивации,
формированию познавательных действий на основе поисково-исследовательской
деятельности;
занятия проводятся эмоционально в игровой форме посредством использования
опытов и экспериментов;
содержание программы сориентировано на создание условий для развития поисковопознавательной деятельности детей, собственного познавательного опыта каждого
ребенка.
Отличительные особенности программы:
Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания
психофизических
особенностей
дошкольников
(«ручной
умелости»,
подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.).
Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной
деятельности рассматривается единстве с развитием творческого начала структурой
деятельности.
Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления»,
«Человек», «Рукотворный мир» с направлениями в развития поисковопознавательной деятельности детей.
Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на
способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что
имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных
творческих
способностей. Культурные средства (по концепции Л.С. Выготского), которые активно
осваивает ребенок, дает ему возможность самостоятельно анализировать, делать
выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно
организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка
активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.
Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуальноличностного, творческого развития детей, самостоятельности, критичности, уровня
4
аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного
содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и
предметы в перспективе).
Программа представляет собой систему, позволяющую развивать у детей
познавательный интерес через опытно-экспериментальную деятельность.
Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала в
определенной последовательности.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста в кружок
приглашаются дети, проявившие способности и особую заинтересованность в поисковопознавательной деятельности. Для успешной реализации программы целесообразно
объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 12 человек.
Объем программы
Объем программы составляет – 32 часа в год. Программа рассчитана на один год
обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью
- 25 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей как
основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Задачи программы:
1. Развивать у детей дошкольного возраста предпосылки диалектического мышления т.е.
способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что в
свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
2. Развивать познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств
(эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Расширять перспективы поисково-познавательной деятельности путем включения детей в
мыслительные, моделирующие, преобразующие действия. Поддерживать у детей
инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое
отношению к миру.
1.3. Содержание программы
Организация образовательной работы по программе имеет ряд особенностей,
способствующих созданию оптимальных условий для ее реализации. В частности, она
определяет задачи по блокам деятельности: информационный блок, действенномыслительный, блок преобразования.
Цель информационного блока – помочь ребенку получить первоначальные
представления об окружающем мире с последующим их углублением в ходе поисковой
деятельности.
Цель действенно-мыслительного блока – обеспечить присвоение детьми средств
познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать,
делать выводы, организовывать собственную деятельность.
Цель блока преобразования – создание условий для реализации детьми системны
знаний в продуктивных видах деятельности, формирования творческого отношения к
окружающему миру.
Условно выделяются три составляющие образовательного процесса:
- Накопление познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность;
- Обобщение и систематизация познавательного опыта через дидактические игры и на
5
занятиях;
- Использование и преобразование опыта детей в специально созданных условиях в
детских видах деятельности.
В основе планирования лежит последовательность работы с детьми над одной из тем
(от накопления познавательного опыта к его систематизации и далее к использованию и
преобразованию в деятельности).
Во время занятия проводятся один или два эксперимента в зависимости от сложности.
Структура проведения игры-экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки выдвинутых детьми;
Проверка гипотез;
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные
стимулы:
Внешние стимулы (новизна необычность объекта);
Тайна, сюрприз;
Мотив помощи;
Познавательный мотив (почему так?);
Ситуация выбора.
1.3.1. Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Название раздела, темы
Экскурсия в детскую лабораторию
Какая бывает вода?
Вода – растворитель. Очищение воды.
«Почему осенью листья желтеют»
Сила тяготения
Упрямые предметы
Волшебные стеклышки
Почему предметы движутся?
Хитрости инерции
Что такое масса?
«В мире стекла»
«Фарфоровый секрет китайцев»
Воздух – невидимка
Солнце дарит нам тепло и свет
Почему дует ветер?
Почему не тонут корабли?
Путешествие капельки
Чем можно измерить длину?
Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
Откуда взялись острова?
Как происходит извержение вулкана?
Почему в космос летают на ракете?
Испытание магнита
О «дрожалке» и «пищалке»
Количество часов
Теория
Практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
25
26
27
28
29
30
31
32
Как сделать звук громче?
Что такое молния?
Почему горит фонарик?
Забавные фокусы
Удивительная соль
Цветы. Неизвестные семена.
«Где цветы?»
Насекомые. «Почему комар пищит, шмель
жужжит?»
1
1
1
1
1
1
1
1
Всего
9
23
1.3.2. Формы организации занятий
Форма проведения занятий кружка – занимательные игры занятия с элементами
экспериментирования,
опытнической
деятельностью.
(Игры-путешествия,
игрысоревнования, КВН, Что? Где? Когда? и др.).
1.3.3. Методы и приемы в работе с детьми
Методы
Словесный
Практический
Наглядный
Поисковый
Игровой
Приемы
Объяснение, беседа, диалог, рассказ, вопросы, ситуативные
разговоры, загадки, рассказывание, художественное слово,
поощрение, напоминание.
Игровые упражнения, задания
Демонстрация опыта, показ рисунков, плакатов, фотографий,
электронных презентаций, использование макетов и пособий
Моделирование, опыты, эксперименты
Дидактические, развивающие игры, ребусы, лабиринты,
логические задачи, игры-конкурсы, состязания в парах,
обыгрывание.
Во время занятия для предупреждения переутомления, снятия напряжения
организуются физкультминутки, разминки для глаз. Каждое занятие сопровождается
познавательными моментами, побуждающими у детей интерес к работе (загадки, стихи,
сказки, видео). Занятие начинается с «зарядки для ума», во время которой детям
предлагаются разного рода задания. В процессе их решения дети овладевают приемами
логического мышления (синтез, анализ, абстрагирование и др.): решают, как устные задачки,
так и выполняют упражнения на раздаточных карточках. Эти задания небольшие по объему
и по времени выполнения. Каждый ребёнок занимается в соответствии со своими
возможностями. После разминки детям предлагается либо новый материал, либо
закрепление ранее изученного.
1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы. Ожидаемый
конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребенка его
познавательной деятельности и сохранении интереса познания окружающего.
Ребенок способен видеть многообразие мира в системе взаимосвязи и
взаимозависимостей, проявляет творческие способности.
7
Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается
самостоятельно
придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательноисследовательской деятельности, может выполнять элементарные опыты, делать
умозаключения и выводы.
Ребенок проявляет творчество в процессе практического познания: высказывает
догадки, выдвигает гипотезы, проверяет некоторые из них путем эксперимента,
испытывает желание обсуждать результаты познавательно-исследовательской
деятельности.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Развивающая предметно-пространственная среда в Дошкольном учреждении
обеспечивает реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Умники и
умницы». Для решения поставленных задач оборудована познавательная комната.
Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в
соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития
детей. Учебная зона познавательной комнаты укомплектована необходимым количеством
мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, маркерной и магнитной
доской, имеется уголок экспериментирования (такие уголки имеются во всех группах ДОУ),
«шкаф- лаборатория» (измерительные приборы, природный материал, разные виды бумаги
ткани, сосуды, воронки и т.д.). Для просмотра познавательных видеороликов используется
мультимедийная установка, для прослушивания музыкальных произведений – беспроводная
портативная колонка.
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической
работы с дошкольниками.
2.2. Формы педагогической диагностики (мониторинга)
В качестве форм подведения итогов используются: промежуточные и итоговые миниолимпиады «Умники и умницы», выступление детей перед сверстниками, участие в
праздниках, участие в городских, общероссийских и международных конкурсах.
На протяжении учебного года систематически проводятся обобщающие итоговые
занятия, развивающие игры КВН, «Что? Где? Когда?». Детям представляется возможность
продемонстрировать свои знания окружающего мира и умения их добывать посредством
опытно-экспериментальной деятельности.
В конце года целесообразно проводить итоговые занятия в рамках «Дня открытых
дверей» для родителей.
2.3 Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение
Картотека опытов и наблюдений;
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности;
Записи музыкальных произведений (звуки природы, голоса птиц и зверей, звуки
8
транспорта и других механизмов);
Игротека на электронных носителях;
Таблицы, картины, карточки, схемы;
Художественные произведения (загадки, рассказы, пословицы, поговорки);
Материал для взаимодействия с родителями (анкеты, буклеты, оформление
информационных уголков);
Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности.
9
III. Список литературы
1. Дыбина, О.В. Что было до…Игры- путешествия в прошлое предметов / О.В. Дыбина. –
Москва: Сфера, 2014. – 160.
2. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр- занятий для дошкольников / О.В. Дыбина.
– Москва: Сфера, 2018. – 128.
3. Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В., Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и
эксперименты для дошкольников / Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, О.В. Дыбина. - Москва:
Сфера, 2019. – 192.
4. Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками / О.В. Дыбина. Москва: Сфера, 2019. – 128.
5. Дыбина, О.В., Ознакомление с дошкольников с секретами кухни / О.В. Дыбина. - Москва:
Сфера, 2003. – 128.
6. Тугушева, Г.П, Чистякова, А.Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возраста. ФГОС" / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. - Санкт-Петербург:
Детство-Пресс, 2007. – 128.
10
Приложение 1
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
для детей 5-7 лет
Неделя
Тема
Программные задачи
I неделя
Экскурсия в детскую
лабораторию
1. Уточнить представления о том, кто такие
ученые (люди, изучающие мир и его
устройство).
2. Познакомить с понятиями «наука»
(познание), «гипотеза» (предположение), о
способе познания мира – эксперименте
опыте), о назначении детской лаборатории;
3. Дать представления о культуре поведения
в детской лаборатории.
II неделя
Какая бывает вода?
1. Уточнить представления детей о
свойствах воды: прозрачная, без запаха,
имеет вес, не имеет собственной формы.
2. Познакомить с принципом работы
пипетки.
3. Развить умение действовать по алгоритму
и разгадывать элементарный кроссворд.
III неделя
Вода – растворитель.
Очищение воды.
1. Выявить вещества, которые растворяются
в воде.
2. Познакомить со способом очистки воды –
фильтрованием.
3. Закрепить знания о правилах безопасного
поведения при работе с различными
веществами.
IV неделя
«Почему осенью
листья желтеют»
1. Показать детям взаимосвязь между
расцветкой листа и изменением погоды
(осенью холоднее, чем летом).
2. Закреплять знания детей о сезонных
изменениях в природе.
I неделя
Сила тяготения
1. Дать детям представление о
существовании невидимой силы – силы
тяготения, которая притягивает предметы,
любые тела к Земле.
II неделя
Упрямые предметы
1. Познакомить детей с физическим
свойством предметов – инерцией.
2. Развивать умение фиксировать результаты
наблюдения.
III неделя
Волшебные
стеклышки
1. Познакомить детей с приборами для
наблюдения – микроскопом, лупой,
подзорной трубой, телескопом, биноклем.
2. Учить детей пользоваться приборами для
наблюдения.
Ноябрь
Октябрь
Месяц
Декабрь
Почему предметы
движутся?
1. Познакомить детей с физическими
понятиями: «сила», «трение».
2. Показать пользу трения.
3. Закрепить умение работать с
микроскопом.
I неделя
Хитрости инерции
1. Познакомить детей с фокусом,
основанном на физическом явлении инерции.
2. Показать возможность практического
использования инерции в повседневной
жизни (отличить сырые яйца от вареных).
II неделя
Что такое масса?
1. Выявить свойство предметов – массу.
2. Познакомить с прибором для измерения
массы – чашечными весами.
3. Научить способам их использования.
III неделя
«В мире стекла»
1. Расширять представления детей о
предметах, изготовленных из стекла, фаянса,
фарфора.
2. Развивать умения детей сравнивать их
качественные характеристики и свойства.
IV неделя
«Фарфоровый секрет 1. Познакомить детей с историей создания
китайцев»
стекла и фарфора. Развивать познавательный
интерес.
I неделя
Воздух – невидимка
1. Расширить представления детей о
свойствах воздуха: невидим, не имеет
запаха, имеет вес, при нагревании
расширяется, при охлаждении сжимается.
2. Познакомить детей с историей
изобретения воздушного шара.
3. Закрепить умение самостоятельно
пользоваться чашечными весами.
II неделя
Солнце дарит нам
тепло и свет
1. Дать детям представление о том, что
Солнце является источником тепла и света.
2. Познакомить с понятием «световая
энергия», показать степень ее поглощения
разными предметами, материалами.
III неделя
Почему дует ветер?
1. Познакомить детей с причиной
возникновения ветра – движением
воздушных масс.
2. Уточнить представление детей о
свойствах воздуха: горячий поднимается
вверх – он легкий, холодный опускается
вниз – он тяжелый.
IV неделя
Почему не тонут
корабли?
1. Выявить с детьми зависимость плавучести
предметов от равновесия сил: соответствие
размера, формы предмета с весом.
Январь
IV неделя
12
Февраль
Чем можно измерить
длину?
III неделя
Твердая вода. Почему 1. Уточнить представления детей о
не тонут айсберги?
свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет
форму, при нагревании тает и превращается
в воду.
2. Дать представление об айсбергах, их
опасности для судоходства.
IV неделя
Откуда взялись
острова?
1. Познакомить детей с понятием «остров»,
причинами его образования: движение
земной коры, повышением уровня моря.
I неделя
Как происходит
извержение вулкана?
1.Познакомить детей с природным явлением
– вулканом, причиной его извержения.
II неделя
Почему в космос
летают на ракете?
1.Уточнить представление детей о принципе
работы реактивного двигателя, о значении
воздуха для полета самолета.
III неделя
Испытание магнита
1. Познакомить детей с физическим
явлением – магнетизмом, магнитом и его
особенностями.
2. Опытным путем выявить материалы,
которые могут стать магнетическими.
3. Показать способ изготовления
самодельного компаса. Развивать у детей
коммуникативные навыки,
самостоятельность.
IV неделя
О «дрожалке» и
«пищалке»
1. Познакомить детей с понятием «звук»,
выявить причину возникновения звука –
дрожание предметов.
I неделя
Как сделать звук
громче?
1. Обобщить представления детей о
физическом явлении – звуке: звук слышим с
помощью уха, звуки бывают высокие и
низкие, передается с помощью звуковых
волн, можем его усилить с помощью
специальных предметов.
Апрель
Март
II неделя
1. Расширить представление детей о мерах
длины: условная мерка, единица измерения.
2. Познакомить с измерительными
приборами: линейкой, сантиметровой
лентой.
3. Развивать познавательную активность
детей за счет знакомства с мерами длины в
древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец,
ярд).
13
Что такое молния?
1. Познакомить детей с понятием
«электричество», «электрический ток».
2. Объяснить причину образования молнии.
3. Сформировать основы безопасного
обращения с электричеством.
III неделя
Почему горит
фонарик?
1. Уточнить представление детей о значении
электричества для людей.
2. Познакомить с батарейкой – хранителем
электричества – и способом использования
лимона в качестве батарейки.
IV неделя
Забавные фокусы
1. Учить детей выполнять элементарные
фокусы.
2. Активизировать мыслительные процессы,
речевую деятельность в процессе
демонстрации фокусов.
3. Развивать у детей любознательность,
наблюдательность.
I неделя
Удивительная соль
1. Познакомить с историей появления соли в
пищевом рационе людей.
2. Расширять знания детей о свойствах соли
и ее видах.
II неделя
Цветы. Неизвестные
семена.
1. Дать детям возможность, проведя опыт,
убедиться в необходимости почвы для жизни
растений. Понять как качество почвы влияет
на рост и развитие растений, выделить
разные по составу почвы.
III неделя
«Где цветы?»
1. Помочь детям установить особенности
опыления растений с помощью ветра,
обнаружить пыльцу на цветках.
IV неделя
Насекомые. «Почему
комар пищит, шмель
жужжит?»
1. Помочь детям выявить причины
происхождения низких и высоких звуков.
Май
II неделя
14
15