Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 88 «Алые паруса» города Калуги
(МБДОУ № 88 «Алые паруса» г. Калуги)
Принята
педагогическим советом
МБДОУ № 88 «Алые паруса» г. Калуги
(протокол от_01.09.2022__ № __1_)
Утверждена
приказом МБДОУ № 88 «Алые паруса»
г. Калуги
от _01.09.2022_____ № _осн-45/1___
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Солнышко в ладошках: мир линий и цвета»
Возраст обучащихся: _5-7_лет
Срок реализации: _2__года
Дополнительная общеразвивающая программа «Солнышко в ладошках: мир линий и
цвета» для детей 4-7 лет разработана воспитателем МБДОУ № 88 «Алые паруса» г.
Калуги Бизяевой Евгенией Андреевной. Внутренняя экспертиза проведена. Программа
рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете учреждения.
2
Структура программы
№
п/п
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
1.4.
II
2.1.
2.2.
2.3.
III
Наименование разделов
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный план.
Формы организации занятий.
Методы и приемы в работе с детьми.
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Формы педагогической диагностики (мониторинга)
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Стр.
4
4
5
8
9
11
11
12
13
13
13
13
18
3
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность. Все дети изначально талантливы. Поэтому очень важно вовремя
заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребёнке, предоставить ему
возможность как можно раньше проявить их на практике.
Чтобы развить творческие способности детей, необходимо сначала научить их
«говорить» с помощью линии, цвета, формы, ритма и других средств выразительности. А
наша задача – помочь детям получить определенные знания и навыки, освоить приёмы
рисования, чтобы выражать оригинальные фантазии, создавая свой мир на листе бумаги.
Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета
предметов и явлений. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять
значение цвета и использовать его в своих работах, необходимо систематически и
последовательно знакомить их с цветом предметов и явлений окружающей среды,
формировать у них умение самостоятельно создавать нужные цвета и оттенки, развивать
чувство гармонии цвета, умение видеть красоту цветов и их сочетаний.
Анализ теории и практики руководства изобразительной деятельностью
дошкольников показывает, что вопросу ознакомления детей с гармонией цвета уделяется
мало внимания, есть противоречия между возможностями овладения детьми гармонией
цвета и неполной реализацией их в практике дошкольных учреждений. Остаются мало
разработанными теоретические основы формирования у детей цветовосприятия,
нуждается в разработке и система углублённого знакомства детей старшего дошкольного
возраста с гармонией цвета.
Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и
должна включать в себя другие изобразительные материалы и техники, в том числе
нетрадиционные. Всё это гармонично сочетается в технике «коллаж». Материал для
коллажа доступен детям старшего дошкольного возраста, благодаря чему реализуется
творческая идея ребёнка.
Как следствие, возникла необходимость в написании авторской общеразвивающей
программы дополнительного образования по изобразительной деятельности «Солнышко в
ладошках: волшебный мир линий и цвета» (далее – «Солнышко в ладошках»).
Программа является целостным курсом, который включает в себя основные виды
художественного творчества и способствует реализации главной цели художественного
образования – формированию духовной культуры личности, приобщению к
общечеловеческим ценностям, овладению знаниями и опытом национального культурного
наследия.
Отличительные особенности, новизна программы в разработке педагогической
системы формирования знаний и представлений дошкольников о гармонии цвета.
Содержащиеся в программе методические материалы позволяют решить задачу
овладения гармонией цвета детьми старшего дошкольного возраста, что обеспечивает
более высокий уровень их изобразительного творчества. В развитии у детей
цветовосприятия и творческого воображения через сказку и систему творческих заданий.
В создании условий для развития любознательности, инициативы и познавательной
активности в процессе художественно-экспериментальной деятельности детей.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами,
регламентирующими реализацию дополнительного образования, носит инновационный
характер и основана на современных подходах к творческому развитию и воспитанию
дошкольников. В ней определены содержание и задачи по формированию у детей
дошкольного возраста цветовосприятия и чувства гармонии линий и цвета на основе
исследований Алексахина Н. И., Соловьевой Е. А. [1] методики Калининой Т. В. [21; 22], с
4
учетом опыта работы педагога по изобразительной деятельности, заслуженного учителя
РФ - Балашенко Любовь Кирилловны.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Солнышко в ладошках»
ориентирована на детей 5-7 лет. Набор детей носит свободный характер и обусловлен
интересами воспитанников и их родителей.
Характеристики особенностей художественно-эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста
К концу старшего дошкольного возраста может более сосредоточенно
рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их
воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У
ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает
выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и
умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое
своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения
определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают
загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. У
них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников,
так и со своим собственным.
Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная
отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие
художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать
первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. У них формируется
интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам
художественной деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной
восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения
детьми еще не осознаются.
Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще
характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Эстетическая жизнь
ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична она от
эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает
и увлекает ребенка. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в
творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим
восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему
средствами. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя,
оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее
всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.
Объем программы срок реализации программы – 2 года (64 часа) Программа
имеет два этапа, охватывающих возраст детей с 5 до 7 лет. Занятия проводятся 1 раз в
неделю, во второй половине дня, продолжительностью: первый год обучения - 25 минут,
второй год обучения - 30 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Ведущая цель программы – воспитание художественного вкуса, развитие творческих
сторон личности ребенка, развитие его способности, реализации замыслов посредством
использования изобразительных средств выражения (язык, техника, приемы, материалы).
Задачи на первый год обучения:
Образовательные:
5
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, показывать
широту их возможного применения.
Передавать опыт творческой деятельности, способствовать самореализации
личности ребёнка в различных видах художественного творчества, формировать и
развивать способности и умения:
самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;
использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию,
ритм, объём) для осуществления своего замысла;
понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Формировать знания об основных и составных цветах, ахроматических красках и
их эмоциональной характеристике.
Расширять представления детей о гармонии цвета:
различать и называть контрастные (синий – жёлтый) и близкие по тональности
(вишневый – малиновый) цвета;
накапливать представления о нейтральной и пастельной гамме цветов;
выполнять задания, построенные на тональных сочетаниях одного цвета
(монохромные композиции).
Знакомить со способами планирования рисунка (предварительный эскиз, набросок,
композиционная и цветовая схема).
Учить конструировать плоскостные постройки из бумажных трубочек, сочетать
различные материалы и техники для создания декора и выразительной композиции.
Познакомить детей с нетрадиционными техниками – рисование солью и на
мыльной пене; с технологией росписи по дереву.
Формировать художественно-творческую активность дошкольников.
Развивающие:
Развивать умения и навыки, необходимые детям для осуществления творческого
процесса в различных видах художественной деятельности:
изобразительной (работа с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками,
фломастерами, маркерами и нетрадиционными материалами);
декоративной (создание и украшение предметов декоративно- прикладного
значения и их эскизов);
конструктивной
(создание
плоскостных
архитектурно-художественных
композиций, работа в технике «коллаж» с белой и цветной бумагой, картоном, цветной
плёнкой, природными, искусственными и нетрадиционными материалами).
Развивать:
умение работать по шаблону, планировать работу согласно замыслу;
композиционные навыки (взаимосвязь формы и композиции, многоплановость,
умение использовать всю площадь листа, выделять главное размером или цветом,
передавать перспективу);
исследовательские навыки, стремление к экспериментированию с красками,
самостоятельным поискам гармоничного цветового решения для воплощения своего
замысла;
самостоятельность и инициативу, изобретательность и стремление к
оригинальности при выполнении заданий;
образное и ассоциативное мышление, фантазию, пространственное и творческое
воображение;
художественный вкус, цветовосприятие и цветовую культуру;
Воспитательные:
6
Воспитывать интерес к культурному и архитектурному наследию родного города и
Калужской области.
Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому;
Воспитывать чувство личной ответственности, доброжелательное отношение друг
к другу, прививать навыки работы в группе.
Задачи на второй год обучения:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с многообразием художественных материалов и
приёмами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям
широту их возможного применения.
Приумножать опыт творческой деятельности, способствовать самореализации
личности ребёнка в различных видах художественного творчества, развивать и
совершенствовать способности и умения:
самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;
использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию,
ритм, объём) для осуществления своего замысла.
Расширять представления детей о гармонии цвета: контрастные, родственные,
родственно-контрастные и монохромные сочетания.
Совершенствовать умение использовать предварительный эскиз, набросок и
композиционную схему при планировании творческой работы.
Продолжать учить детей сочетать различные материалы и техники для создания
выразительного образа.
Познакомить детей с техникой мозаичного рисования и витражной техникой;
продолжать знакомить с технологией росписи по дереву (матрёшки) и нетрадиционными
техниками изображения.
Развивающие:
Развивать умения и навыки, необходимые детям для осуществления творческого
процесса в различных видах художественной деятельности: изобразительной,
декоративной и конструктивной.
Развивать:
композиционные навыки; умение работать по шаблону, планировать работу
согласно замыслу;
исследовательские навыки, стремление к экспериментированию с красками,
самостоятельным поискам гармоничного цветового решения для воплощения своего
замысла;
самостоятельность и инициативу, изобретательность и стремление к
оригинальности при выполнении заданий;
образное и ассоциативное мышление, фантазию, пространственное и творческое
воображение;
наблюдательность, сосредоточенность, концентрацию внимания и целостность
восприятия;
художественный вкус, цветовосприятие и цветовую культуру.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к культурному и архитектурному наследию родного города и
Калужской области.
Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому;
7
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательное отношение
друг к другу.
1.3. Содержание программы
Программа построена на основе занятий, которые чередуются с мини-лекциями,
включающими в себя иллюстративный материал (слайды, репродукции, видеофильмы) и
знакомством с экспозициями в музеях или на выставках.
Программа включает в себя широкое использование иллюстрированного материала
и музейных коллекций; работу по сравнительному анализу произведений различных
видов искусства (живопись, графика, музыка, поэзия); игры-занятия, развивающие
абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр и
художественных произведений детей для создания тематических выставок, являющихся
мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. Кроме того, детские работы
могут служить зрительной информацией для родителей и украшением интерьера.
Целостность программы обеспечивается связями, заложенными в ее структуре: система
художественно-творческих заданий имеет линейный принцип построения «от простого к
сложному», от гармонии цвета в живописи к гармонии линий в архитектуре.
Сначала дети знакомятся со свойствами цвета, учатся изменять оттенок одного
цвета, добавляя другой; затем составляют родственные, контрастные и монохромные
цветовые гармонии, далее активно используют полученные знания и навыки в
живописных и декоративных композициях, а в заключении переходят к плоскостному
архитектурному моделированию и декору старинных построек.
Динамика занятий идет от прямого обучения детей к выбору ими для изображения
тех или иных вариантов, к внесению ребёнком дополнений, обогащающих содержание
работ.
Для полноценного развития детей в изобразительной деятельности необходимо
целенаправленное руководство. Для этого, в первую очередь, надо превратить обучение
основам художественной грамотности в осознанное и интересное для ребёнка дело.
Учитывая наглядно-образный характер мышления дошкольников, в программе
используются разнообразные способы вовлечения их в процесс восприятия и
продуктивного творчества: путешествие, сказочное повествование и игровые ситуации.
Важное место в образовательном процессе отведено оттачиванию технических
навыков ребенка под руководством взрослого.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и
возможностями многих природных, искусственных и нестандартных для изображения
материалов (бумага, пластик, самоклеящаяся плёнка, фольга, текстиль, дерево, проволока,
соль, пена, крупы и другие), с разными инструментами, а также основными приёмами их
применения. Они рисуют карандашом, гуашевыми и акриловыми красками, фломастерами
и маркерами, сангиной и пастелью, вырезают, клеят и конструируют; учатся сочетать
различные материалы в одной композиции.
Методика изобразительных занятий направлена не только на эстетическое развитие
дошкольников, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий
дети используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и
обобщение. Дети решают проблемные ситуации – это стимулирует развитие
самостоятельности и гибкости ума.
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного
российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае
максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Со
временем большинство взрослеющих детей найдёт другие предпочтительные для них
области деятельности, где проявятся их способности. Однако приобретённый опыт
8
художественного творчества останется их личностным достоянием и, возможно, поможет
творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности.
Чтобы развить творческие способности (креативность) детей, им нужно предлагать
особую деятельность, предполагающую активное проявление их самобытности и
необычного видения мира.
1.3.1 Учебный план
Учебный план
для детей старшей группы (5-6 лет)
№
Название цикла, темы
п/п
1
Введение в программу
Диагностика
Беседа с родителями
Вводное занятие
2
Краски осени
- Осенний букет
- Последнее «Курлы-курлы»
- Березовая роща осенью
- Ознакомление с искусством
- Осенние мотивы
- Жители овощного королевства
- Причудливый лес в царстве рыженькой осени
- Дуб-дедушка
3
Зимнее настроение
- Дворец Снежной королевы
- Зимний лес
-Белая береза под моим окном (по
стихотворению С.Есенина)
- Ознакомление с искусством Зимние мотивы.
- Портрет Деда Мороза
- Проказы Вьюги - завывухи
- Здравствуй, серый волк
- Играем в хоккей (коллективная работа)
- Лыжная прогулка
- Вальс снежинок-балеринок
- Синички
-Ознакомление с искусством Поговорим о
жанре натюрморта
4
Весенний колорит
- Букет для мамы;
- Королевство Веснянки;
- Пуговицы - превращала в весеннем лесу;
- Воробьи в весенней луже;
- Веревочные деревья;
- Космические дали;
- Весенняя бабочка;
- Ознакомление с искусством. Поговорим о
Третьяковской
галерее
и
Калужском
художественном музее
Количество часов
Теория
Практика
0
1
1
7
1
10
1
7
9
5
Впечатления
- Весенний хоровод (коллективная работа)
- Яблони цветут
- Козлята на лугу
- Итоговое занятие
Итого: 32
1
3
4
28
Учебный план
для детей старшей группы (5-6 лет)
№
Название цикла, темы
п/п
1
Октябрь
- Диагностика
- Улетает наше лето
- Березовая роща
- Знакомство с портретом
2
Ноябрь
- Портрет «Леди Осень»
- Осень на опушке краски разводила
- Знакомство с творчеством И.К. Айвазовского
- Морской пейзаж
3
Декабрь
- Волшебная тыква
- Проказы Зимушки-зимы
- Северный мишка
- Елочка-красавица
4
Январь
- Замок Снежной королевы
- Зимние забавы
- Знакомство с творчеством И.И. Шишкина
5
Февраль
- Зимний закат
- «А из нашего окна…»
- Портрет папы
- Чудо-дерево
6
Март
- Портрет мамы
- Фантастический букет
- Чудесный завиток
- Золотая рыбка
7
Апрель
- Котя-котенька-коток
- Завораживающий космос
- Разноцветная страна
- Натюрморт «Фрукты»
8
Май
- Этот День Победы
- Портрет «Веснянки»
- Рисуем любимую сказку
- Итоговое
Количество часов
Теория
Практика
1
3
2
3
0
4
1
2
0
4
0
4
0
4
1
3
10
Итого:
5
27
1.3.2 Формы организации занятий
Программа построена на основе занятий, которые чередуются с мини-лекциями,
включающими в себя иллюстративный материал (слайды, репродукции, видеофильмы) и
знакомством с экспозициями в музеях или на выставках.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия
включают в себя следующие компоненты:
1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, просмотра видео и
диафильмов). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов
и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и
индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в
учебном процессе. Её цель - творчество. Создание художественных образов развивает у
детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
3. Обсуждение. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает
ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и точки зрения
других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Могут быть
организованы сменные выставки. Работы лучше оформлять в паспарту или в рамки.
Поскольку работы дошкольников не оцениваются, педагог может анализировать детское
творчество по степени активности детей, в процессе изложения материала или по уровню
освоения тех или иных художественных приемов в творческой работе.
1.3.3 Методы и приемы в работе с детьми
В основе данной программы используется проблематизация, как один из основных
подходов к разработке содержания программы.
Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников.
Специфика обучения состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре
имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что
способствует формированию у детей личностного подхода к изучению различных
областей, а также рефлексивного плана сознания. Такой подход позволяет максимально
учесть познавательные и личностные особенности каждого ребенка. Содержание
программы оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств всех детей.
Для реализации воспитательных целей обучения в содержании программы выделены
элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность,
настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание,
позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др.).
Программа, формы и методы обучения, а также особенности образовательного
процесса, отвечает ряду требований:
обеспечивает гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения
содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки
самими детьми е учетом характера их меняющихся потребностей и специфики
индивидуальных способов деятельности;
поддерживает и развивает самостоятельность в процессе обучения;
гарантирует наличие и свободное использование разнообразных источников и
способов получения информации;
предусматривает качественное изменение самой учебной ситуации и учебного
материала вплоть до создания специальных комнат с необходимым оборудованием,
подготовки специальных учебных пособий, создания «рабочих мест»;
11
обучает детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных
критериев, формирует у них навыки обсуждения и отстаивания своих идей и
результатов творческой деятельности;
способствует развитию рефлексов, самопознания, а также пониманию
индивидуальных особенностей других людей;
включает элементы индивидуализированной психологической поддержки и
помощи с учетом своеобразия личности каждого ребенка.
1.4 Планируемые результаты
Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития
личности ребенка, его воображения, способности к художественному творчеству и
сохранении интереса к занятиям в том числе и коллажной технике.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы. К семи
годам:
Дети будут знать:
рациональные способы работы с материалами;
наиболее важные законы композиции, доступные детям дошкольного возраста;
средства выразительности (линия, ритм, цвет, пятно, элементы декора);
особенности, свойства и возможности природных и искусственных материалов;
значение фона в работе;
Дети будут уметь:
составлять композиции (объемные в технике коллажа);
конструировать из бумаги и нетрадиционного материала;
коллективно оценивать творческие работы - свои и других детей;
подбирать материал для работы;
создавать индивидуальные композиции;
использовать для создания изображения разные способы закрепления
материалов;
дополнять изображение деталями;
комбинировать различные материалы;
создавать коллективные композиции.
Дети приобретут:
навыки работы в группе;
уверенность в своей способности творить;
навыки культурного общения со сверстниками.
12
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
В МБДОУ созданы условия для художественно-эстетического развития детей. Для
эффективного решения художественно-творческих задач оборудован кабинет. В кабинете
собран богатый иллюстративный и демонстрационный материал. Приобретены
разнообразные изобразительные средства и материалы: дыроколы для изготовления
интересных творческих деталей, бумага разных видов и цветов, гуашевые и акриловые
краски, акварель, фломастеры, маркеры, пастель, восковые мелки, уголь, сангина,
различный материал для дополнительного оформления детских работ.
Для погружения в художественные образы на занятиях используется музыкальное
сопровождение (портативная USB-колонка).
2.2. Формы педагогической диагностики (мониторинга)
В качестве форм подведения итогов используются выставки разного типа и уровня,
участие в городских, общероссийских и международных конкурсах. На протяжении
учебного года систематически проводятся тематические выставки. Детям предоставляется
возможность сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить «зрительное
умение», оценить художественный труд.
В конце года целесообразно проводить итоговое занятие в рамках «Дня открытых
дверей» для родителей.
2.3. Методическое обеспечение программы
-Отобран иллюстративный, дидактический и игровой материал: «Хоровод красок»,
«Какого цвета твоё настроение?», «Что бывает такого цвета?», «Подберём краски для
художника», «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка», «Золушкины игры» (с
пуговицами), «Подбери красивое сочетание цвета», «Собери родственную (контрастную,
монохромную, пастельную) гармонию» и другие;
Созданы условия для экспериментирования с цветом;
К программе разработаны конспекты образовательной изобразительной деятельности;
Создана картотека стихов, потешек и загадок о цвете;
Разработан «Образовательный маршрут по развитию у детей знаний, умений и навыков»
для всех возрастных групп;
Подготовлены консультационные материалы для родителей с рекоменда- циями по
развитию творческих способностей дошкольников и созданию усло- вий для детского
экспериментирования с цветом дома.
Методическое обеспечение программы
старшая группа (5-6)
№
п/п
Тема
1
Осенний букет
2
Последнее «Курлы-курлы
Материально-техническое оснащение
Цикл «Краски осени»
Ветки кустарников, сухие листья и ягоды,
кружево, вырезки из журналов, бумага и
картон разной фактуры, гуашь, клей ПВА,
пластилин.
Гуашь, клей ПВА, засушенные листья и
13
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
ягоды, бумага гофрированная белая и черная
для вырезания лебедей.
Гуашь, обойный клей, клей ПВА,
Березовая роща осенью.
засушенные растения, разноцветная яичная
скорлупа, гофрированная бумага.
Интерактивная доска, репродукции картин по
количеству детей, лупы, рамки, «волшебное
Ознакомление с искусством. Осенние
око», цветные квадраты к дидактической
мотивы
игре «Найди похожий цвет»; аудиозапись
пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла
«Времена года» П. Чайковского.
гуашь, муляжи овощей, тесьма, бусины,
Жители овощного королевства
кружево, гофрированная бумага,
фольга, мелкие пуговицы.
Гуашь, цветная тушь, трубочки, гель с
Причудливый лес в царстве осени
блестками, пайетки, бусины разной формы и
цвета, конфетти.
Палитра, гуашь, засушенные листья и ягоды,
Портрет рыженькой осени
цветные толстые нити, гель с блестками,
кружево.
Тонированная бумага, гуашь, полоски
Дуб-дедушка
бумаги, вата.
Цикл «Зимнее настроение»
Палитра, гуашь, фольга, обрезки ткани
Дворец Снежной королевы
холодных тонов, кружево, пайетки, гель с
блестками.
«Волшебная» бумага, палочки для
Зимний лес.
процарапывания, пайетки, бусины,
пенопласт, фольга, вата, ватные диски.
Белая гофрированная бумага, гель с
Белая-береза под моим окном (по
блестками, серебряные нити, ватные диски,
стихотворению С. Есенина)
фольга.
Репродукции картин по количеству детей,
Ознакомление с искусством. Зимние
лупы, рамки, «волшебное око», цветные
мотивы
квадраты для дидактической игры «Какого
цвета бывает снег».
Полоски белой бумаги разной фактуры,
Портрет Деда Мороза
фольга, вата, гель с блестками, пайетки,
мишура, пуговицы.
Веточки, белый пластилин, серебряные нити,
Проказы вьюги-завывухи
вата, гель с блестками или лак с блестками,
белые бумажные салфетки.
Полоски бумаги для оформления контура
окна, палитра, акварель, ветки, белая
Синички
гофрированная бумага, кусочки черного
меха, бисер, лак с блестками.
Ножницы, ватман голубого цвета, бумага А4
Играем в хоккей (коллективная
с наклеенными прямоугольниками, гуашь.
работа)
Чешуйки еловых шишек, тесьма для
декорирования формы хоккеистов.
Лыжная прогулка
Гуашь, ветки, серпантин зеленого цвета, вата,
14
18
19
20
21
22
22
23
24
25
26
27
28
29
30
гель с блестками.
Бумага разной фактуры (оберточная,
упаковочная, гофрированная, салфетки,
Вальс снежинок-балеринок
фольга, вырезки из журналов и т.д.), нитки
синих оттенков, бусины, пайетки, пуговицы,
гель с блестками, тесьма.
Цветные мелки, карандаши, угольки, узкие
полоски зеленой бумаги для изображения
Здравствуй, серый волк
елок, кусочки серого меха, бусины, ватные
диски.
Лупы, рамки «волшебное окно»,
Ознакомление с искусством.
репродукции картин, материал к
Поговорим о натюрморте
дидактической игре «Составь натюрморт в
теплых и холодных тонах».
Цикл «Весенний колорит»
Гуашь, цветные салфетки, бусины, крашеная
Букет для мамы
манная крупа, яичная скорлупа.
Бумажные геометрические сегменты разной
формы и размера, крупы, семена арбуза,
Королевство Веснянки
тыквы, подсолнечника и т.д,, пластилин, лак
с блестками.
Пуговицы-превращалки в весеннем
Пуговицы разной формы и размера, пайетки
лесу
зеленого цвета, веточки, гуашь.
Кусочки бумаги холодных тонов и разной
Воробьи в весенней луже
фактуры, вырезки из журналов, гречневая и
перловая крупы, перец черный (горошек).
Гуашь, нитки разной фактуры и цвета,
Веревочные деревья
мелкие цветы, пуговицы, бусины, вырезки из
журналов.
Тонкий пенопласт, самоклеющаяся пленка,
тени для век разных цветов, гуашь, вырезки
Космические дали.
из журналов, шпон, цветные нитки разной
толщины и т.д.
Акварель, проволока, кусочки меха, бисер,
Весенняя бабочка
бусины, мох, пайетки.
Ознакомление с искусством.
Подборка репродукций картин,
Поговорим о Третьяковской галерее и видеоматериалов по теме, мультимедийный
Калужском художественном музее.
экран.
Цикл «Впечатления»
Листы ватмана зеленых тонов, бумага для
вырезания хоровода девушек, восковые
Весенний хоровод
карандаши, уголь, сангина, простые
карандаши, акварель, тесьма, бисер, пайетки,
блестки, мелкое кружево, бусины.
Густая гуашь, веточки, проволока,
Яблони цветут
гофрированная бумага, нитки, крашеная
манка
Кусочки меха, драпа, гофрированный картон
Козлята на лугу
и бумага, палочки, веревочки, нитки, мелкие
цветы, бусины, трубочки для коктейлей.
15
Методическое обеспечение программы
Подготовительная группа (5-6)
№
п/п
Тема, техника выполнения
Материально-техническое оснащение
Октябрь
1
Улетает наше лето (рисование + коллаж)
2
Березовая роща (рисование + аппликация)
3
Знакомство с портретом
Гуашь, кисти, пайетки, клей, нитки для
вязания, ватные палочки
Цветная бумага, клей, фломастеры
Репродукции картин по количеству детей,
лупы, рамки, «волшебное око».
Ноябрь
4
Портрет «Леди Осень» (рисование)
5
Осень на опушке краски разводила
6
Знакомство с творчеством И.К. Айвазовского
7
Морской пейзаж (монотипия)
Акварель, кисти, нитки для вязания, сухие
листья, цветы, пайетки, салфетки желтые,
блестки.
Гуашь, втулки бумажные, кисти, блестки.
Подборка репродукций картин,
видеоматериалов по теме,
мультимедийный экран.
Гуашь, бумага А4, кисти.
Декабрь
8
Волшебная тыква (рисование)
9
Проказы Зимушки-зимы (коллаж)
10
Северный Мишка (рисование)
11
Елочка-красавица
Бумага тонированная черная А4, гуашь,
кисточка.
Гуашь, пайетки, кружева, фольга, блестки,
ватные диски.
Гуашь, жесткая кисть
Гуашь, жесткая кисть, пайетки, изолон
блестящий, клей.
Январь
12
Замок Снежной королевы
13
Зимние забавы (рисование)
14
Знакомство с творчеством И.И. Шишкина
15
Зимний закат (рисование)
16
«А из нашего окна» (коллаж)
17
18
Чудо-дерево (коллаж)
Портрет папы (рисование)
Бумага мраморная, фольга, ватные
палочки, мишура, пайетки, соль, клей,
искусственный иней, фломастеры.
Гуашь, кисти разных размеров, пайетки,
клей
Репродукции картин по количеству детей,
лупы, рамки, «волшебное око».
Февраль
Гуашь, бумага А4, кисти
Различные крупы, разноцветная бумага,
ножницы, кружева
Гуашь, самоклеющиеся пайетки
Гуашь, бумага А4
Март
19
Портрет мамы (рисование)
20
21
Фантастический букет (рисование)
Чудесный завиток (хохлома)
22
Чудо-одуванчик (рисование)
23
24
Апрель
Котя-котенька-коток (пластилинография)
Завораживающий космос (рисование)
25
Разноцветная страна (коллаж)
Гуашь, бумага А4, самоклеющиеся
пайетки
Гуашь перламутровая, бумага А4, кисти
Гуашь, черная бумага А4
Втулки бумажные, гуашь, разноцветная
бумага А4
Пластилин, бумага А4, простой карандаш
Акварель, пайетки, бумага А4
Гуашь, пайетки, цветная бумага, клей,
ножницы, кружева, нитки вязальные,
16
26
Натюрморт «Фрукты» (рисование)
27
Этот День Победы (рисование)
28
Портрет «Веснянки»
29
Рисуем любимую сказку (коллаж)
втулки бумажные.
Пастель, бумага А4
Май
Карандаши, фломастеры, бумага А4
Гуашь, пайетки, салфетки разноцветные,
разноцветные кусочки ткани, клей
Гуашь, восковые мелки, пластилин,
пайетки, блестки, клей, бумага разной
фактуры
17
III. Список литературы
1. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству / Н. В. Дубровская. - СПб: «Детство Пресс», 2002. - 128 с. – Текст: непосредственный.
2. Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала / Г. Н. Давыдова. - М:
Издательство «Скрипторий 2003», 2006. - 48 с. - Текст: непосредственный.
3. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Парциальная программа художественноэстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет / Н. В. Дубровская. - СПб:
«Детство-пресс», 2019. - 160 с. - ISBN 978-5-906852-63-2. – Текст:
непосредственный.
4. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги / Н. В. Дубровская. - СПб:
«Детство -Пресс», 2013. – 64 с. - ISBN: 978-5-89814-502-6. – Текст:
непосредственный.
5. Журнал «Я – дизайнер», № 2 ,2008 г.
6. Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе / А. В.
Козлина. - М: Мозаика-Синтез. – 2008 - 64 с. - ISBN: 978-5-86775-045-9. - Текст:
непосредственный.
7. Казакова Т.Г. Занимаемся искусством с дошкольниками: методическое пособие / Т.
Г. Казакова; под ред. К. В. Тарасовой. - Москва: Творческий центр "Сфера", 2011. –
90 с. - ISBN 978-5-9949-0334-6. – Текст: непосредственный.
8. Лучшие поделки для детей / отв. ред. В. А. Смирнова пер. с итал. Н. Ю. Лебедевой. Москва: Росмэн, 2007. – 86 с. - ISBN 978-5-353-02554-2. – Текст: непосредственный.
9. Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 2 / Пищикова Н. Г. - Москва:
Скрипторий 2003, 2007. - 63 с. ISBN 978-5-98527-066-2. - Текст:
непосредственный.
10. Чудеса из ткани своими руками: Популяр. пособие для родителей и педагогов / М.И.
Нагибина. – Ярославль: Акад. развития, 2000. – 203 с. - ISBN 5-9285-0078-5. – Текст:
непосредственный.
18
19
20