Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 88 «Алые паруса» города Калуги
(МБДОУ № 88 «Алые паруса» г. Калуги)
Принята
педагогическим советом
МБДОУ № 88 «Алые паруса» г. Калуги
(протокол от__31.08.2023_ № __01__)
Утверждена
приказом МБДОУ № 88 «Алые паруса»
г. Калуги
от _31.08.2023_____ № _осн-39/1____
Парциальная программа
гражданско-патриотического воспитания
для детей 3-7 лет
«ДЕТСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ»
Калуга,
2023
Составители: Гизатулина Надежда Юрьевна, старший воспитатель
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению
на педагогическом совете учреждения.
Старший воспитатель Гизатулина Н.Ю.
воспитатель высшей квалификационной категории Гладышева В.А.
21 августа 2023 г.
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.2
Планируемые результаты освоения Программы
1.2.1 Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
2. Содержательный раздел
2.1
Содержание образовательной деятельности по Программе
2.2
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
2.5
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
3. Организационный раздел
3.1
Описание
материально-технического
обеспечения
Программы.
Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и
воспитания
3.2
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.3
Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
Дополнительный раздел Программы
Краткая презентация Программы
3
4
5
5
5
7
12
13
19
20
22
23
24
24
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
В период дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников
ценностного отношения к родному краю, воспитания основ гражданственности как источника
формирования патриотических чувств. В настоящее время среди наиболее острых проблем,
стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у
дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
Ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта
личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования
человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои
потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе
ценностного отношения к малой и большой Родине, формирования основ гражданственности и
патриотизма. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление
детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм
поведения, развитие интереса к его истории и культуре, формирование позитивного отношения
к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему
детскому саду, поселку, городу где он родился, чувство восхищения родным краем – это те
чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет
первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
Парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Детство с
родным городом» (далее - Программа) муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения № 88 «Алые паруса» города Калуги (далее – Дошкольное
учреждение) разработана в соответствии с основными нормативными документами по
дошкольному образованию:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования" (с изменениями и дополнениями);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847);
Закон Калужской области от 01 июля 2013 г. № 444-ОЗ О патриотическом воспитании в
Калужской области (с изменениями на 5 декабря 2014 года)
Устав МБДОУ № 88 «Алые паруса» г. Калуги;
Локальные акты МБДОУ № 88 «Алые паруса» г. Калуги.
Реализация Программы осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7
лет). Ее содержание представлено следующими блоками:
«Моя малая Родина»;
«Калуга – мой город родной»;
«Люби и знай Калужский край».
4
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель реализации Программы: формирование основ гражданственности и патриотизма
через ознакомление с малой Родиной.
Задачи реализации Программы:
1. Формировать представления детей о своей малой родине, её истории и
особенностях, об основных достопримечательностях города и края.
2. Развивать познавательный интерес, эмоционально-ценностное отношение детей к
истории и культуре Калуги и области, содействовать становлению активной
жизненной позиции воспитанников через участие в традициях города, социальных
акциях.
3. Воспитывать чувство любви и уважения к родному городу, бережное отношение к
красоте, культурному наследию Калужского края.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования.
2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
5. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
6. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
Подходами к формированию Программы являются:
1. Деятельностный подход - осуществляется в процессе организации различных видов
детской деятельности.
2. Личностно-ориентированный подход – обучение, в основе которого самобытность
ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения, т.е. опора на опыт ребенка,
субъектно-субъектные отношения;
3. Индивидуальный подход – это учет индивидуальных особенностей детей группы в
образовательном процессе;
4. Дифференцированный подход – в образовательном процессе предусмотрена
возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем ориентирована
на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции
социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников
рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на
воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины».
Современные дети мало знают о родном крае, особенностях народных традиций.
Перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встаёт вопрос: как можно
пробудить в растущем человеке любовь к малой Родине; воспитать любовь и уважение к
родному городу, воспитать чувство гордости за свой город и желание сохранять и
5
приумножать богатство своего края, как вызвать интерес к образам, воспитывающим
мужество, смелость, героизм.
Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих
отношений. Историческое своеобразие малой Родины оказывает воздействие на детей,
формируя и совершенствуя общие умственные способности. Реализация Программы
проходит на основе знакомых детям объектов малой родины и на основе тех объектов, с
которыми есть возможность познакомиться в реальных условиях.
Характеристики детей 3-7 лет, значимые для разработки и реализации Программы
Психологические особенности детей дошкольного возраста определяют задачи и
содержание патриотического воспитания.
Л.С. Выготский в своих работах отмечал тот факт, что в дошкольном возрасте
появляются новшества, которые свидетельствуют о необходимости в проведении работы
по патриотическому воспитанию. Прежде всего, к ним относятся формирование у ребёнка
нравственных чувств на основе развития и обогащения эмоциональной составляющей
ребёнка.
А.М. Виноградова, отмечает, что росту социального начала в чувствах способствует
ознакомление детей дошкольного возраста с явлениями общественного жизни, а также
происходит формирование правильного отношения к фактам жизни.
О.С. Богданова и Л.И. Катаева заметили, что эмоциональные переживания в данном
возрасте имеют более глубокий и устойчивый характер. И этот факт имеет большое
значение в самом процессе формирования у старших дошкольников любви к Родине, к
своему Отечеству. В этом возрасте ребёнок уже способен проявлять заботу о своих близких
и окружающих его людях.
И.Ф. Свадковский подчеркивает важность возникновения «ростков патриотизма,
которые составляют «прошлый опыт» подрастающего ребенка, опыт его чувств, отношений
к окружающей действительности. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к
другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к
трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным,
он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь громадное значение
для его дальнейшего развития».
Так как в дошкольном возрасте активно развиваются волевые процессы, вследствие
чего увеличивается и общая произвольность поведения, этот факт важно учесть в
патриотическом воспитании. С 3 до 7 лет у ребёнка набирает обороты способность
управлять своим поведением. Ребёнок способен сдерживать непосредственные
побуждения, подчиняет свои поступки необходимым требованиям.
Таким образом, все это способствует тому, что в старшем дошкольном возрасте
складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине,
проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других,
беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу,
бережно обращаться с природой.
Одной из существенных особенностей детей старшего дошкольного возраста
является то, что в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов и на этой
основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать
что-то нужное, полезное для окружающих. Данный факт имеет большое значение для
воспитания начал патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов
деятельности является основой формирования нравственно-патриотических качеств
личности, приводит к изменению содержания чувств.
Последние, как отмечает Л.С. Выготский, «начинают возникать не только в связи с
удовлетворением узко личных потребностей, но и в связи с интересами коллектива,
общества, страны».
6
Таким образом, новообразования детей 4-7 лет в их психолого-педагогическом
развитии (развитие эмоций и чувств, мышления, произвольности поведения и т.д.)
позволяют говорить о предпосылках, благоприятных для патриотического воспитания. И
хотя в старшем дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных
идеалов – это тоже имеет важное значение для патриотического воспитания.
Национально-культурные, демографические, климатические характеристики
Калужская область — субъект Российской Федерации, входит в состав
Центрального федерального округа. Область образована в 1944 году.
Калуга – город в Российской Федерации, административный центр Калужской
области. Расположен на берегах реки Оки и на её притоках – реках Яченка, Терепец,
Калужка, Киёвка.
Калуга в настоящее время – город с развитой инфраструктурой, крупный
транспортный узел, один из научных, культурных, экономических и духовных центров
Центрального федерального округа России. Активно развито машиностроение и
автомобилестроение. Калуга является одним из исторических центров России, где
сохранилось множество памятников архитектуры.
Климат области характеризуется хорошо выраженными сезонами года: умеренно
жарким и влажным летом и умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом.
Климат благоприятствует развитию естественной растительности, а также выращиванию
различных культур.
Культурно – исторические особенности:
- в период с 1892 по 1935 гг. в Калуге работал Константин Эдуардович Циолковский.
Благодаря этому ученому город стал настоящим стартапом для новаторских идей о
покорении вселенной. Циолковский внес огромный вклад в развитие космонавтики.
Недаром Калугу называют «колыбелью космонавтики».
- В Калуге находится огромное количество памятников, связанных с космосом. Есть
знаменитый космический музей им. К.Э. Циолковского.
- В городе изготавливают популярное лакомство – калужское тесто. Ежегодно в декабре
проходит гастрономический фестиваль, на котором презентуются изделия из калужского
теста.
- Знаменитые уроженцы Калужской области:
Жуков Георгий Константинович - полководец, Маршал Советского Союза;
Чебышев Пафнутий Львович - русский математик;
Цветаева Марина Ивановна - русская поэтесса, прозаик, переводчица, один из
лучших авторов XX века;
Туликов Серафим Сергеевич - советский композитор, народный артист СССР.
- Народные промыслы Калужского края:
Хлудневская глиняная игрушка
Вышивка «Тарусская перевить»
Художественная керамика
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения Программы представлены в таблице 1
7
Таблица 1
Блоки Программы
Блок «Моя малая
Родина»
Возраст / планируемые результаты освоения Программы
3-4 года
младшая группа
4-5 лет
средняя группа
5-6 лет
старшая группа
6-7 лет
подготовительная группа
- Владеет
первоначальными
представлениями:
- о составе своей семьи,
возрастных и половых
различиях родственников;
- назначении отдельных
помещений детского сада
и его сотрудниках;
- знает свое имя, имена
близких родственников
(папы, мамы, дедушки,
бабушки, сестер, братьев);
- Имеет
дифференцированные
представления о себе (имя,
фамилия, адрес, номер
телефона); о членах семьи,
различающихся по
половым и возрастным
признакам, об отдельных
нормах и правилах
поведения в семье.
- о назначении,
помещениях, деятельности
взрослых в детском саду;
необходимости помощи
взрослым и поддержании
помещений и участка
детского сада в чистоте и
порядке; проявлении
заботы взрослых и детей
друг о друге;
дне рождения детского
сада.
- Имеет
дифференцированные
представления о близких и
дальних родственниках как
представителях
определенного возраста и
пола, об особенностях их
взаимоотношений;
социальных функциях
членов семьи, их
родственных связях.
- социальной значимости
труда взрослых в детском
саду, функциональном
назначении различных
помещений.
- владеет обобщенными
представлениями
(понятиями): о членах
семьи как представителях
определенного возраста и
пола, их основных
функциях (социальная,
коммуникативная,
экономическая,
репродуктивная,
фелицитарная),
необходимости бережного,
заботливого отношения к
ним;
- о специфике
взаимоотношений в
детском саду, взаимосвязи
функций работающих в ней
взрослых, культурных
достояниях, основных
исторических событиях,
детского сада.
- проявляет осознанное
отношение к праздникам
детского сада с
удовольствием к ним
готовится;
Блок «Калуга – мой
город родной»,
Блок «Люби и знай
Калужский край»
- Имеют представления о
городе, в котором они
живут. Умеют называть
родной город.
- Имеют представление о
том, что в городе много
улиц, многоэтажных
домов, разных машин.
- имеет
дифференцированные
представления: о своей
причастности к городу, о
родном городе, его
названии, главных улицах,
отдельных исторических,
культурных, архитектурных
памятниках, его дне
рождения, необходимости
поддержания чистоты и
порядка;
- имеет
дифференцированные
представления: о
последовательности
событий в жизни города,
происхождении названий
города, улиц; о реликвиях и
исторических памятниках
города.
- Позитивно относятся к
явлениям и объектам
природы родного края,
знают некоторые
объекты ближайшего
окружения.
- Проявляют интерес к
информации
природоведческого
характера;
– стремятся к
самостоятельным
практическим действиям на
- Имеют представления об
истории быта и условиях
проживания народов
Калужской области.
- Знают сказки, игры,
обычаи народа. Знают
традиции, обычаи, занятия
коренного населения.
- Знают людей,
прославивших Калужский
край.
- Знают условия
произрастания растений, их
9
- владеет обобщенными
представлениями:
о культурных достояниях,
основных исторических
событиях,
достопримечательностях
города,
-проявляет познавательный
интерес к явлениям
истории и культуры своего
города;
- проявляет осознанное
отношение к праздникам
города, с удовольствием к
ним готовится;
- владеет адекватными
знаниями об истории,
достопримечательностях,
символике своего края,
города.
- Имеют представления
о погоде, сезонных
изменениях в природе,
погодно-климатических
особенностях Калужского
края.
- Знают элементарные
правила экологически
грамотного поведения в
природе.
- Знают историю
возникновения и развития
природе (полить цветы,
покормить рыбок и т. д.)
- Проявляют интерес
к доступным пониманию
событиям и фактам
истории, современной
жизни, людям,
прославившим Калужский
край.
10
разнообразие, условия
обитания и приспособления
к ним животных. Знают
обитателей местной флоры
и фауны.
родного края, могут
показать город на карте.
- Имеют представления о
геральдике.
- Знают события и факты
истории, современной
жизни, людей,
прославивших Калужский
край.
- Могут назвать
малочисленные
народности, знают
особенности быта, обычаи,
праздники, традиционные
занятия.
- Имеют представления
о национальной одежде.
- Имеют представления
о толерантном отношении к
людям другой
национальности,
проживающих на
территории Калужского
края.
- Имеют представление о
народных промыслах края,
о народных традициях.
- Знакомы с фольклором
(сказки, загадки
пословицы, приметы),
- Знают народные
инструменты Калужского
края.
- Знают условия
произрастания растений и
зависимость внешнего вида
растений от условий и
места обитания.
- Знают разнообразие
растительного мира.
- Имеют представления о
разнообразии мира
животных, зависимость
внешнего вида животных
от условий и мест
обитания. Знают некоторые
особенности поведения и
образа жизни
животных.
11
1.2.1 Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Отслеживание результатов реализации данной Программы можно осуществлять с
помощью:
- систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений;
- проведения бесед с родителями;
- анализа творческих работ дошкольников,
- участия детей и родителей в праздниках, развлечениях, в выставках народно-прикладного
творчества, в фотовыставках, в конкурсах, фестивалях.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности по Программе
Содержание образовательной деятельности по Программе представлено в таблице 2.
Таблица 2
Перспективно-тематическое планирование
(младший и средний возраст)
Период, тема
Сентябрь
«Я и моя семья»
Сентябрь
«Мой детский
сад»
Октябрь
«Дом, в котором
я живу»
Содержание образовательной деятельности
Младший дошкольный возраст
Средний дошкольный возраст
(3-4 года)
(4-5 лет)
- Беседы о семье, рассматривание
- Занятие «Моя семья» (знакомить
семейных фотоальбомов.
дошкольников с терминами и
(воспитывать любовь и отзывчивость отношениями родства, с отдельными
к своим близким, родителям, дать
нормами и правилами поведения в
представление о семейных
семье, воспитывать любовь и
обязанностях, воспитывать любовь к привязанность к своей семье).
труду, желание помочь родителям).
- Игровая ситуация «У бабушки в
- Игровая ситуация «Уложим
гостях» (знакомство с бытом
куклу спать» (знакомство с
крестьянской семьи)
колыбелькой с колыбельными
- Рассматривание фотоальбома «Семья
попевками)
на прогулке» (познакомить с
общественными местами отдыха
калужан)
- Цикл бесед «Моя группа», «Мои
- Занятие «Наш детский сад»
игрушки», «Как надо дружить» (дать
(формировать представления о
общее представление о детском саде: назначении помещений в детском
его функции, для чего нужен детский
саду, о сотрудниках и их трудовых
сад, развивать элементарные
функциях, воспитывать любовь к
представления о дружеских
детскому саду, сверстникам и
отношениях).
педагогам, развивать положительные
эмоции и впечатления, воспитывать
доброжелательные отношения
между детьми)
- Ситуативный разговор «Что такое
дружба»
(расширять представления о дружбе)
- Беседа «Мой дом» (расширять
- Цикл бесед «Дом и улица, на которой
представления об окружающем мире, я живу», «Дома в городе» (расширять
о доме, в котором живешь, о
представления о домах, которые есть
близлежащих улицах).
в городе: многоэтажные,
- Конструктивные игры «Мой дом»,
одноэтажные, деревянные, кирпичные
«Детская площадка»
и т.д. Учить называть улицу, на
(совершенствовать конструктивные
которой живет ребенок.)
умения, учить обыгрывать
- Создание и рассматривание
постройки)
фотоальбома «Мы живем в Калуге»
(формировать начальные
представления о родном городе, о
достопримечательностях своей
13
Октябрь
«Мой город»
Ноябрь
«Осень в
городе»
Ноябрь
«Мир вокруг
нас»
Декабрь
«Наступила
зима»
Декабрь
«Новый год у
ворот»
Январь
«Зима в городе»
Февраль
«Волшебный
сундучок»
улицы, о зданиях расположенных на
ней и их назначении).
- Тематическая беседа «Любимый
- Беседа «Мой город» (формировать
город» (формировать представления
представления о родном городе,
о городе, учить называть его)
главных улицах, отдельных
- Беседа (с рассматриванием
исторических, культурных и
фотографий) «Что есть в городе?»
архитектурных памятниках).
(формировать представления о том,
- Просмотр презентации о городе, его
что в городе много улиц,
главных достопримечательностях.
многоэтажных домов, машин,
- Экскурсия по улицам, прилегающим
магазинов и т.д.)
к детскому саду (научить
дифференцировать здания по
назначению (детские сады, школы,
магазины, больницы, театры и т.д.).
- Наблюдение «Осеннее деревце»
- Наблюдение «Наши друзья –
(закрепить знания о
деревья» (продолжать знакомство
деревьях ближайшего окружения,
детей с природой ближайшего
формировать представления о
окружения, закрепить знания о
состоянии растений осенью).
деревьях и различных частях деревьев
- корни, ствол, крона, ветки, листья,
продолжать формировать
представления о состоянии растений
осенью)
- Беседа «Бабушкины помощники»
- Игровая ситуация «Вечерние
(знакомство с предметами домашнего посиделки» (знакомство с
обихода).
предметами обихода – прялкой и
- Игровая ситуация «Кто в домике
веретеном, чтение сказки «Золотое
живет?» (познакомить детей с
веретено», знакомство детей с
разнообразием жилых построек)
народными промыслами Калуги)
• Беседа «Идем в музей» (расширить
знания детей о музеях, библиотеках)
- Наблюдение за погодой (знакомить с - Прогулка «В гости к деду
характерными особенностями зимы
Природоведу» (формировать
родного края).
представления о том, как живут
- Рассматривание иллюстраций
растения и животные зимой и чем
«Зимние забавы»
можно им помочь)
- Беседа «Праздник елки» (побуждать - Беседа «Скоро Новый год»
детей радоваться новогодним
(знакомить детей с традициями
праздникам, восхищаться нарядной
празднования Нового года в семье, в
ёлкой)
детском саду, с традиционными
символами праздника)
- Фотообзор «Новогодняя Калуга»
- Наблюдение «Зимний денек»
- Наблюдение «Зимний город»
(продолжать знакомить детей с
(расширять представления детей о
природными явлениями в зимний
том, как меняется, преображается
период, побуждать детей любоваться город в зимний период)
красотой зимних деревьев)
- Беседа «Мои любимые сказки»
- сюжетно-ролевая ситуация
(закрепить знания о русских народных «Горница», дидактические
сказках и их героях.)
игры «Отгадай загадку и найди
отгадку», «Умею-не умею»,
рассматривание иллюстраций,
14
Февраль
«Праздник всех
мужчин»
- Беседа «Наши папы» (формировать
представление о роли мужчин как
защитников)
- Игровая ситуация «Мой флажок»
(познакомить детей с флажком, его
назначением)
Март
«Праздник всех
женщин»
- Занятие «Мамочка, любимая моя»
(формировать представление о мире
семьи, обобщить эмоциональный
опыт детей семейных
взаимоотношений).)
Март
«Народная
игрушка»
- Знакомство с деревянными
народными игрушками (матрёшками,
бочонками, шариками и др.).
Апрель
«Весна-красна»
- Игровая ситуация «Весна пришла»
(закрепление представлений детей о
весне, ее признаках, заучивание
закличек о весне, солнышке).
- Тематическая беседа «Природа
весной» (формировать представления
об изменениях в природе,
происходящих с наступлением весны.
Закреплять знания об объектах
природы ближайшего окружения)
- Творческая мастерская «Украсим
участок флажками» (привлечь к
изготовлению флажков для
прогулочного участка).
Май
«Праздничный
май»
15
предметов горницы (знакомство с
элементами русского быта).
- Беседа «Флаги над городом» (дать
первые сведения о государственном
флаге, его назначении)
- Занятие «Поздравляем всех мужчин»
(закреплять знания о Дне защитника
Отечества)
- Видео презентация «Наша армия»
(сформировать представление об
армии, о родах войск, о службе в
мирное время).
- Занятие «В этот день 8 марта»
(воспитывать заботливое отношение
о маме, бабушке, желание делать
приятное, проявлять заботу)
- Беседа «Бабушки, любимые!»»
(показать важность присутствия
бабушки в семье, ее значимость в
воспитании внуков, воспитывать
любовь и уважение к пожилым
людям).
- Беседа «Народная игрушка»
(знакомство с народными игрушками свистульки. «громотухи», матрешки,
грибки, бочонки, яйца)
- Знакомство с хлудневской игрушкой
(познакомить с одним из видов
народного промысла Калужского
края)
- Занятие «Проводы зимы и встреча
весны» (знакомить с русскими
обычаями встречи весны).
- Беседа и просмотр презентации
«Первый полет в космос» (знакомить
детей с профессией космонавта,
формировать интерес и уважение к
ней).
- Беседа «Город встречает весну»
(обратить внимание на чистоту и
украшение города, рассказать о
празднике 9 Мая).
Перспективно-тематическое планирование
(старший возраст)
Период, тема
Сентябрь
«Семья и родной
дом»
Сентябрь
«Наш любимый
детский сад»
Октябрь
«Мой город»
Октябрь
«Осень»
Содержание образовательной деятельности
Старшая группа
Подготовительная группа
(5-6 лет)
(6-7 лет)
- Ситуативная беседа «Семейные
- Изготовление альбома «Моя семья
выходные» (продолжать
в истории Калуги» (обобщить
формировать представления о
понятия о том, что жизнь любой
близких и дальних родственниках как
семьи проходит во взаимосвязи с
представителях семьи об
событиями города).
особенностях их взаимоотношений,
- Проект «Генеалогическое древо
социальных функциях членов семьи).
моей семьи».
- Проект «Герб семьи»
- Рассматривание фотоальбома «Наш
- Работа в творческой мастерской:
детский сад» (обобщить
изготовление материалов для
книжного уголка, игрового центра и
представления о социальной
др. (привлекать к созданию
значимости труда взрослых в
развивающей предметной среды
детском саду, функциональном
детского сада).
назначении различных помещений).
- Цикл бесед, посвященных
- Беседа и отбор фотоматериалов для
коллажа на тему «Один день в детском Дошкольному учреждению
(обобщить представления о
саду».
специфике взаимоотношений в
детском саду, взаимосвязи функций
работающих в ней взрослых,
культурных достояниях, основных
исторических событиях
Дошкольного учреждения).
- Беседа «Мой дом на улице…» (учить - Виртуальная экскурсия «Калуга –
правильно называть свой домашний
лучший город земли» (обобщать
адрес, близлежащие улицы, здания
представления об основных
разного назначения).
достопримечательностях города,
- Игровая ситуация «Путешествие по
культурных достояниях и
улицам города» (познакомить с
исторических событиях).
названиями некоторых улиц города, с
- Рассматривание и беседа о
достопримечательными местами).
символике города Калуги и
Калужского края (знакомить с
символикой, ее значением).
- Видео презентация «Растения
- Видео презентация «Путешествие в
Калужской земли» (формировать
калужский бор» (расширять и
элементарные представления о
закреплять знания детей о лесе как
растительном мире Калужского края, экосистеме).
о том, что береза и осина являются
- Проблемная ситуация «Почему бор
главными деревьями нашего региона)
называют легкими Калуги»
- Экскурсия «Осень в городе»
(раскрыть пользу соснового бора)
(знакомить с характерными
- Изготовление книги «Обитатели
особенностями осени Калужского
калужского бора» (продолжать
края)
знакомить с представителями
флоры и фауны Калужского края)
- Поэтическая гостиная
(познакомить детей с поэтическими
16
Ноябрь
«Мир вокруг нас»
- Беседа «Калужские рукодельницы»
(познакомить с историей вышивки
Калужского края, как вида народного
промысла).
- Презентация «Калужский народный
костюм» (дать представления о
народном костюме Калужской
области)
- Рассматривание фотоальбома «Как
Ноябрь
«С днем рождения все начиналось» (познакомить с
детский сад»
историей дошкольного учреждения).
- Беседа «Кто о нас заботится?»
(формировать представления о труде
сотрудников детского сада, о его
значимости)
- Беседа о знаменитых людях
Декабрь
«Они прославили прославивших родной край
наш край»
(познакомить со знаменитыми
соотечественниками, прославившими
Калужский край).
Декабрь
«Новый год
у ворот»
Январь
«Зима»
произведениями об осени родного
края)
- Презентация из цикла «Музеи
города» (рассказ о художественном
музее, его экспонатах, о пейзажной
живописи).
- Беседа с рассматриванием альбомов
«Калужские народные промыслы»
(обобщение представлений о
народных промыслах края и
народных традициях.)
- Занятие по изобразительной
деятельности «Кружевной узор»
- Мини-выставка «Хоровод народных
ремесел».
- Занятие «Поздравительная
открытка» (изготовление
коллективной открытки ко дню
рождения дошкольного учреждения)
- Видеопоздравление «Любимому
детскому саду посвящается»
- Создание тематического альбома
«Знаменитые люди Калужского
края» (обобщить представления о
соотечественниках, прославивших
Калугу и Калужский край).
- Презентация из цикла «Музеи
города» (рассказ о А.Л. Чижевском,
доме-музее А. Л. Чижевского, его
экспонатах).
- Беседа «Традиции новогоднего
- Беседа «Ожидание Рождества»
праздника» (знакомить с русскими
(рассказать о дне св. Николая –
традициями празднования Нового
празднике добрых дел, о Рождестве)
года).
- Видео презентация «Калуга
- Видеоролик «Калуга готовится к
предновогодняя» (продолжать
празднованию Нового года»
знакомить с новогодними
(познакомить с новогодними
традициями калужан).
традициями калужан).
- Работа в мастерской Деда Мороза
- Занятие «В мастерской Деда Мороза» (изготовление украшений, подарков,
(изготовление подарков, сувениров к
сувениров, воспитывать желание
празднику).
дарить подарки близким).
- Беседа «Зимушка-зима»
- Экскурсия «По зимним улицам
(формировать представления об
города» (закрепить названия
особенностях зимнего периода в
близлежащих к детскому саду улиц,
Калужской области).
обратить внимание как город
- Презентация «Пришла коляда «живет» зимой).
отворяй ворота» (знакомство с
- Занятие по изобразительной
рождественскими праздниками и
деятельности «Городской зимний
колядованием, разучивание колядок).
пейзаж»
17
Февраль
«Защитники
Отечества»
- Беседа «Русские богатыри» (на
примере былин формировать у детей
представления о защитниках древней
Руси).
- Занятие «Наша армия родная»
(познакомить с понятием «армия», ее
значением для государства,
некоторыми родами войск).
- Спортивный праздник, посвященный
Дню защитника Отечества.
- «Широкая Масленица» (беседа о
празднике, о традиции выпекать
блины на Масленицу обогатить
словарный запас детей пословицами,
приметами).
- Занятие «При солнышке тепло, при
Март
«Наши женщины» матушке – добро» (расширить
представления детей о роли женщины
в семье).
Февраль
«Проводы зимы»
- Занятие «Калужский промысел:
Март
«Народные
изготовление глиняной игрушки»
промыслы
(знакомство с Хлудневской игрушкой).
Калужского края»
Апрель
«Калуга
космическая»
Апрель
«Пробуждение
природы»
- Беседа «Калуга – колыбель
космонавтики» (познакомить с
русским учёным К.Э. Циолковским, с
историей создания первой
космической ракеты, с первым
космонавтом Ю. А. Гагариным).
- Занятие по изобразительной
деятельности «Загадочный космос»
- Беседа с показом презентации
«Весеннее преображение»
(продолжать знакомить с
многообразием животного и
растительного мира Калужского
края).
- Целевая экскурсия «О чем поведал
Калужский бор?» (знакомить с
историей Калужского бора,
18
- Беседа «Праздник Рождества»
(продолжать знакомить с историей
и традициями праздника).
- Беседа с показом презентации
«Защитники земли русской»
(знакомить детей с героями,
защищавшими русскую землю: от
богатырей до современных
защитников).
- Творческая мастерская «Символы
России», «Символы Калуги и
Калужского края»
- Спортивный праздник,
посвященный Дню защитника
Отечества.
- «Калуга встречает Масленицу»
(беседа о празднике, о традиции его
празднования).
- Беседа «Игрушки наших
прабабушек», во что верили русские
люди? Что такое оберег?»
(знакомство с музеем обрядовых
кукол «Берегиня» народного мастера
Р.Я. Тарасовой, раскрыть роль
оберега в защите от злых сил).
- Рассказ воспитателя о Сквере
матери, который есть в нашем городе
(рассматривание фотографий).
- «Хлуднево - заповедное место
рождения калужской глиняной
игрушки» (знакомство с сюжетами
калужской глиняной игрушки)
- Беседа «Калуга – родина
космонавтики» (обогащать и
систематизировать знания детей о
зарождении и развитии
космонавтики в Калужском крае).
- Экскурсия в государственный
музей истории космонавтики им.
К.Э. Цилковского.
- Занятие «Заповедные места родного
края» (познакомить с понятием
«заповедник», с обитателями
заповедника. Развивать
представления об уникальности
природы и природных богатствах
Калужского края. Учить сохранять
и беречь природу родного края).
многообразием и особенностями
животного и растительного мира).
Май
«Герои победы»
- Беседа с показом презентации
«Навсегда в нашей памяти»
(познакомить с памятными местами
города и области, посвященных
Великой Отечественной Войне).
- Целевая экскурсия с возложением
цветов к памятнику военным
медицинским работникам.
- Тематическое занятие «Поклонимся
великим тем годам».
Май
«Калуга раньше,
Калуга сейчас»
- Рассматривание (беседа)
фотоальбома «Калуга старая и новая»
(продолжать знакомить с историей
родного города, его памятными
местами).
- Конструктивные игры «Набережная
Калуги», «Драматический театр»,
«Правый берег Оки» и др.
- Беседа и рассматривание Красной
книги Калужской области
(сформировать представления
детей о красной книге Калужской
области. Развивать экологическую
грамотность).
- Цикл презентаций «По местам
боевой славы», «Герои победы
Калужского края», «Дети войны»,
«Как это было» (знакомить с
трудными временами в истории
нашей страны, Калужского края; со
знаменитыми героями-земляками.
Воспитывать уважение к
защитникам Отечества).
- Целевая экскурсия с возложением
цветов к памятнику военным
медицинским работникам.
- Просмотр видеороликов и
презентаций о Калуге старой и
современной (обобщить и
систематизировать знания о родном
городе).
- Создание фотоальбома «Калуга, как
связь поколений»
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Для формирования представлений, знаний дошкольников используются различные формы
способы, методы и средства организации образовательной деятельности, выбор которых
зависит от степени сложности содержания материала, интересов детей, родителей, наличия
необходимого дидактического материала.
Формы организации образовательной деятельности:
Занятия;
совместная деятельность;
свободная деятельность;
целевые прогулки по городу;
игровая деятельность;
виртуальные экскурсии с различной тематикой о городе и Калужском крае;
праздники, развлечения;
тематические выставки;
Методы и приемы:
диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
проблемные ситуации;
проектирование;
конкурсы, викторины;
19
экспериментирование;
коллективно-творческие дела;
наблюдения;
рассматривание картин, иллюстраций.
Средства реализации Программы
При реализации Программы используются различные средства:
демонстрационные и раздаточные;
визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
естественные и искусственные;
реальные и виртуальные.
2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Взаимодействие с родителями является важным условием патриотического воспитания
детей. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического
просвещения (беседы, консультации), необходимо вовлечь их в процесс патриотического
воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе
реализации программы представлено в таблице 3.
Таблица 3
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе
реализации программы
Блок Программы
«Моя малая Родина»
«Калуга – мой город
родной»
Форма взаимодействия
Создание семейных
фотоальбомов «Моя
семья», «Прогулки всей
семьей», «Моя семья в
истории Калуги».
Проекты: «Герб семьи»,
«Генеалогическое древо»
Содержание деятельности
Родители вместе с детьми отбирают
фотографии для создания семейных
фотоальбомов, дополняют фотографии
комментариями.
Родители составляют генеалогическое
древо семьи, создают герб своей
семьи.
Вместе с детьми презентуют свою
работу.
Консультация «Как помочь Творческое задание для родителей и
ребёнку запомнить свой
детей «Нарисуй маршрут прогулки из
адрес»
дома до детского сада». Родители с
детьми придумывают схематические
знаки, обозначают направления
движения, маячками отмечают
опасности в пути. Итогом проводимой
работы может быть конкурс «Самый
наблюдательный».
Круглый стол «Знаем ли мы Знакомство с
свой город»,
достопримечательностями, местами
сопровождаемый
отдыха в городе. Родители заполняют
анкеты «Что мы знаем о родном
20
презентацией или
видеофильмом
Экскурсия «Мой родной
город»
Выпуск фото-газеты «А вы
и не знали…»
«Люби и знай
Калужский край»
городе», формулируют выводы о
важности этой темы. Родители
участвуют в составлении
фотоальбома, посвящённого
родному городу.
Родители участвуют в организации
экскурсии, готовят рассказы о
достопримечательностях
города. Совместно с семьями
воспитанников составляется картотека
поэтических и музыкальных
произведений, фильмов о родном
городе. Родители участвуют в
создании макета улицы, на которой
находится детский сад. Родителям
предлагается собрать материалы для
фотовыставки или слайд-шоу на тему
«Любимые места семейного отдыха».
Привлечение родителей к сбору
материалов, фотографий об
интересных и загадочных местах
города.
Родители принимают участие в сборе
информации для создания и выпуска
буклетов.
Буклеты: «Где обязательно
нужно побывать в
Калужской области»,
«Народные промыслы
Калужского края», «Они
прославили наш край».
Экскурсия в Калужский бор Привлечение родителей к организации
Сбор гербария «Растения
экскурсии в Калужский бор. Родители
Калужского бора»
готовят игры и эстафеты, собирают
вместе с детьми материалы для
гербария.
Цикл экскурсий выходного Родители участвуют в организации
дня «Музеи Калуги и
экскурсий, подбирают музеи,
Калужской области»
интересные маршруты. Родителям
предлагается собрать фото- и видеоматериалы для создания фильма.
Консультация «Что
Дать родителям рекомендации о том,
рассказать ребенку о малой как и с чего начинать рассказывать
Родине»
дошкольнику о малой Родине.
21
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы. Обеспеченность
методическими материалами, средствами обучения и воспитания
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по
Программе в Дошкольном учреждении соответствует государственным требованиям и
нормам. Образовательная деятельность организуется в соответствии с:
- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- правилами пожарной безопасности;
- требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей
дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);
- требованиями к оснащенности помещений развивающей предметнопространственной средой;
- требованиями к материально-техническому обеспечению программы (учебнометодический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
В Дошкольном учреждении 13 групповых ячеек. В каждой групповой ячейке
имеется патриотический уголок, соответствующий возрастным особенностям детей.
Учебно-методическая литература
- Образовательные маршруты Калужского края: информационно-методическое пособие /
сост. И.А. Евченко, Г.Н. Леонтьева. – Калуга: Калужский государственный институт
модернизации образования, 2011. – 264 с.
- Атлас Калужской области: 2-е изд. – Калуга: Золотая аллея, 2002. – 192 с.
- Любимая Калуга. День минувший, день нынешний: фотоальбом. / С.Д. Коробцов – Калуга:
Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2006 – 128 с.
- Знаменитые земляки. – Калуга: Издатель Захаров С.И. («СерНа»), 2020.- 1176 с, ил. (Серия
«Достояние земли Калужской»)
- История Калужского края / В.А. Бессонов. – Калуга: Издатель Захаров С.И. («СерНа»),
2020.- 160 с, ил. (Серия «Достояние земли Калужской»)
- Народная культура Калужского края. – Калуга: Издатель Захаров С.И. («СерНа»), 2020.120 с, ил. (Серия «Достояние земли Калужской»).
Модели
- План-карты, схемы «Моя группа», «Мой участок», «Мой детский сад»
- Макет «Моя группа», «Мой детский сад»
- Макеты достопримечательностей города, отдельных зданий, сооружений, улиц.
Альбомы, созданные педагогами совместно с детьми
- «Семейные выходные»
- «Мы семья, и мы из Калуги»
- «Наш любимый детский сад»
- «Вот моя улица, вот дом родной»
- «По городу за руку с мамой»
- «Калуга, как связь поколений»
- «Музейные тайны города»
- «Природа Калужского края»
Дидактические игры
- «Городские профессии»
- «Символика Калуги и Калужского края»
- «Узнай по описанию»
22
- «Путешествие по городу»
- Разрезные картинки «Достопримечательности города»
- «Угадай картинку»
- «Лабиринт»
- лото «Калужский край», «Животные и растения нашего края», «Народные промыслы»
- «Я назову, а ты угадай»
3.2 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Опираясь на основные принципы Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, а именно: приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства, а также учет этнокультурной ситуации
развития детей дошкольного возраста, в Программе уделено внимание традиционным
праздникам, событиям, мероприятиям и важное место отводится совместному проживанию
русских традиционных праздников, а также праздников, памятных для нашего родного
края. Примерный перечень традиционных событий, праздников, мероприятий представлен
в таблице 4.
Таблица 4
Примерный перечень традиционных событий, праздников, мероприятий
Срок проведения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Тематика праздников и развлечений
Всероссийская акция «Вместе всей семьей»
Осенний праздник «Осенины»
День отца в России
День народного единства
День рождения (день открытия) МБДОУ № 88 «Алые паруса» г.
Калуги
Новогодний праздник «Новый год у ворот»
Рождество Христово
День защитника Отечества
Широкая масленица
Международный женский день
День космонавтики
День Победы
День защиты детей
День России
День семьи, любви и верности
День государственного флага Российской Федерации (РФ)
День города Калуги
23
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является
непременным условием реализации программы «Детство с родным городом». Формирует
макросреду Дошкольного учреждения выставки семейного творчества, выставки детского
творчества, фотовыставки, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность,
методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических
пособий, наглядного материала.
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды – уголка
краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать,
рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и
макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.
Дополнительный раздел Программы
Краткая презентация Программы
Парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Детство с родным
городом» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 88
«Алые паруса» города Калуги предназначена для детей от 3 до 7 лет. Содержание
Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, обучающихся по
Программе.
Реализация Программы осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста
(от 3 до 7 лет). Ее содержание представлено следующими блоками:
«Моя малая Родина»;
«Калуга – мой город родной»;
«Люби и знай Калужский край».
24